На главную

 
Научные подразделения Центра
Научная библиотека
Научные советы
Издательская деятельность
История ИК СО РАН
Версия для печати | Главная > Центр > Научные советы > Научный совет по катализу > ... > 2021 год > № 99

№ 99

 

Содержание

  • Валерий Иванович БУХТИЯРОВ – к 60-летнему юбилею
  • Зинфер Ришатович Исмагилов – лауреат премии
    «Глобальная энергия-2021»
  • VI Семинар памяти профессора Ю.И. Ермакова
    «Гомогенные и закрепленные металлокомплексные катализаторы
    для процессов олимеризации и нефтехимии»
  • Заседание Некоммерческого партнерства
    “Национальное каталитическое общество”
  • Круглый стол «Исследовательская карьера: от молодого ученого до лидера проекта» на IV Российском конгрессе «Роскатализ»
  • За рубежом
  • Приглашения на конференции



Валерий Иванович Бухтияров - к 60-летнему юбилею

Подробнее


Зинфер Ришатович Исмагилов – лауреат премии «Глобальная энергия-2021»

Подробнее


VI Семинар памяти профессора Ю.И. Ермакова

Подробнее


Заседание Некоммерческого партнерства “Национальное каталитическое общество” на IV Российском конгрессе «Роскатализ»

Подробнее


Круглый стол «Исследовательская карьера: от молодого ученого до лидера проекта» на IV Российском конгрессе «Роскатализ»

22 сентября 2021 года, Казань, Россия
http://conf.nsc.ru/RusCat-2021/ru/ruscat-2021_sci-prog;jsessionid=7C0EF1EEE91B5A056EF3F5C0244B79E1

На I, II и III Российских конгрессах по катализу по инициативе академика В.В. Лунина (МГУ имени М.В. Ломоносова) и руководства Института катализа СО РАН успешно прошли круглые столы, посвященные образованию в области катализа. Эта необычная для подобных мероприятий тематика вызвала оживленный интерес среди участников конгрессов. В результате аналогичный международный круглый стол В.В. Лунин и проф. Д.Ю. Мурзин (Турку, Финляндия) организовали на 12-м Европейском конгрессе по катализу «ЕВРОПАКАТ» (2015, Казань, Россия). Анализ результатов этого круглого стола проведен в статье [1].

«Наследником» этих мероприятий стал новый Круглый стол «Исследовательская карьера: от молодого ученого до лидера проекта», который состоялся 22 сентября 2021 года в рамках IV Российского конгресса «Роскатализ» (Казань, 2025 сентября 2021 г.) в качестве сателлитного мероприятия. Модераторы Круглого стола – д.х.н. Козлов Денис Владимирович из Института катализа им. Г.К. Борескова и д.х.н., проф. Локтева Екатерина Сергеевна, представитель химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, предложили для обсуждения следующую тематику:

  • Образование-наука-бизнес-индустрия, их место в подготовке исследователей
  • Этапы подготовки и карьерные траектории: когда и где начинается и развивается карьера?
  • Где искать и как готовить лидеров проектов? Как стать успешным лидером проекта?

Модераторы пригласили к участию в Круглом столе как исследователей, так и представителей промышленных предприятий и фирм. Круглый стол вызвал значительный интерес и собрал около ста участников конгресса. Открыл заседание Д.В. Козлов с проблематизирующим докладом, в котором очертил круг вопросов, которые возникают при обсуждении вариантов карьеры молодых исследователей, и призвал участников к обмену мнениями.

За две недели до Круглого стола на сайтах конгресса «Роскатализ» и химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова организаторы провели анонимный опрос, посвященный карьерным перспективам и их реализации для ученых разных возрастов.

Итоги опроса подвела в своем выступлении Е.С. Локтева. Они хорошо согласуются с результатами опроса [2], в число респондентов которого входило более 7000 участников, из них примерно треть из области естественных наук.

Выяснилось, что участники опроса на сайте конгресса «Роскатализ» (88 человек, половина из них женщины) высоко оценивают полученное образование, однако до 10% опрошенных чувствуют недостаток определенных компетенций, связанных с практическими и социальными навыками, умением находить финансирование и коммерциализировать результаты исследований. Важно, что менее половины опрошенных проходили практику на промышленных предприятиях, и даже из них значительная часть не получила никаких выгод от таких практик в отношении развития практических навыков, научного и практического сотрудничества. Также менее половины участников опроса проходили зарубежные стажировки, как длительные, так и кратковременные, причем осуществить оба типа стажировок смогли лишь два человека. Предполагается, что стажировки должны способствовать не только повышению квалификации, но и завязыванию долговременного научного и технического сотрудничества, однако о налаживании таких связей сообщила лишь малая часть опрошенных, для остальных стажировки не послужили основой для последующей коллаборации.

В опросе звучали вопросы о том, какие позиции в исследовательской сфере занимают участники. Подавляющее большинство занимает позиции исследователей, и меньшее число являются лидерами групп или проектов. Ответы на вопрос о желаемой позиции показали, что среди исследователей, которые пока не занимают таких постов, лишь малое количество хочет стать лидером проекта или группы, а в основном люди видят продолжение своей карьеры на пути исследователя. Практически все участники опроса имеют опыт руководства проектами, диссертациями, дипломными или курсовыми работами. Следовательно, даже студенты старших курсов нарабатывают необходимый опыт при руководстве исследовательскими проектами младшекурсников (упоминались также проекты школьников).

В качестве важных компетенций для успешной карьеры участники опроса в первую очередь назвали умение общаться с людьми, коммерциализировать результаты исследований, работать с литературой. Параметры, наиболее способствующие успеху в карьере – это качества характера, и только на втором месте образование, а далее с большим отрывом идут удача/везение, связи, общественная работа и др. То есть участники опроса хорошо видят, что не все они способны повести за собой людей, собрать коллектив, наметить цели и исполнить намеченное, а также обеспечить финансирование разработок.

Среди причин, препятствующих успешному построению карьеры, 44% участников назвали низкую престижность профессии ученого, 41% – отсутствие специалистов по коммерциализации исследований, которые способны помочь в практической реализации результатов, 35% – низкую мотивацию самих исследователей к такой коммерциализации, и несколько меньше – низкий уровень подготовки управленцев и самих исследователей.

Два взаимосвязанных вопроса касались перспектив работы в исследовательской сфере в России или за рубежом: для себя лично или для ближайшего родственника (брат, сестра). Интересно, что для себя лишь малая часть опрошенных планирует для себя работу за рубежом, и особенно на постоянной основе. А вот младшему брату/сестре карьеру исследователя если бы и посоветовали, то преимущественно за рубежом.

На круглом столе остро стояли вопросы оплаты труда ученых. Опрос показал не слишком уверенное материальное положение, лишь 30.7% опрошенных имеют доходы выше 100 тыс. руб. При ответе на вопрос о желаемом доходе участники опроса проявляют определенную скромность, 38.8% хотели бы иметь доходы в интервале 100-200 тыс. руб., что примерно соответствует средней зарплате ученого за рубежом; около 30% согласны на меньшие зарплаты. Вопрос о материальном обеспечении и о роли этого фактора при выборе научной карьеры постоянно звучал в выступлениях участников круглого стола. Так, А. Бугаев (Ростов-на-Дону) отметил, что главный драйвер работы в науке – это интерес, счастье заниматься любимым делом, и при условии, что человек получает удовольствие от этой деятельности, он найдет возможности с большим или меньшим успехом обеспечивать материально себя и своих сотрудников. Об этом свидетельствует личный опыт А. Бугаева, который временами имел одновременно четыре исследовательских проекта и возможность содержать значительную научную группу, а в иные периоды был вынужден увольнять членов коллектива или переводить на низкие ставки в связи с отсутствием средств.

Звучали также вопросы о том, решит ли предоставление квартиры от предприятия вопрос о закреплении кадров в науке. А. Глотов (РГУНГ им. Губкина) прокомментировал, что ученый должен зарабатывать достаточно для самостоятельного решения квартирного вопроса, а не надеяться на помощь предприятия, что дает большую свободу в выборе жизненной траектории.

Анна Вутолкина, представляющая химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, исходя из собственного опыта молодого ученого, разделила свою карьеру на три этапа – обучение (до 20), начало работы над научными проектами (20-25 лет), и после 25 лет, когда произошел переход к роли лидера научного проекта. Она воспринимает переходы на каждый следующий этап как вызовы, требующие существенного изменения подходов. Двигателем этого развития является научный интерес, удовольствие от исследований, реализация идей, но возрастающая ответственность несколько давит. И очень хотелось бы видеть адекватной материальную составляющую работы ученого, не только в плане зарплаты, но и в отношении обеспеченности необходимым оборудованием и материалами. Пока Анне сложно представить, «есть ли жизнь после 35», но ей хотелось бы, чтобы исследовательская деятельность обеспечивала ей и ее семье приемлемый уровень жизни в дополнение к обеспечению потребностей в творчестве.

Андрей Чистяков (ИНХС РАН) также подчеркнул, что интерес к работе – определяющее качество исследователя. Финансирование приходит и уходит, а образование остается с человеком. В науке остаются те, кто получают удовольствие от самой научной деятельности и постоянного саморазвития, а развитие влечет за собой лидерство.

Модераторы в самом начале круглого стола предложили участникам подумать о том, что они понимают под карьерой. Понятно, что для исследователя переход на позицию руководителя группы, проекта, лаборатории или более высокие административные посты, безусловно, является карьерным ростом. Но остается вопрос, можно ли считать карьерой повышение экспертной ценности ученого в роли исследователя (повышение индекса Хирша, публикация в более престижных журналах, вхождение в экспертные группы). Многие выступающие отметили, что этот второй вариант они тоже рассматривают как карьеру, и некоторые даже выделили его как предпочтительный вариант карьеры. Такая позиция нашла подтверждение в выступлении представителя промышленности И.Н. Воропаева (Сибур), который подчеркнул, что экспертученый высокого уровня в рамках фирмы может рассчитывать даже на более высокую оплату труда по сравнению с менеджерами, при условии, что квалификация менеджера в своей сфере не так высока.

Людмила Степанова (Омский филиал ИК СО РАН) наиболее привлекательным аспектом работы в науке назвала отсутствие границ – расширение возможностей познания и удовлетворение собственного научного любопытства, возможность работать долгие годы, даже и на пенсии, возможность перемещения из одного научного центра в другой в рамках конференций, стажировок и пр. Она особо отметила, что для нее «горизонтальное» развитие, связанное с развитием экспертных навыков, также является привлекательной карьерой.

На круглом столе выступали представители предприятий разного масштаба, от небольших до крупных. Сотрудник фирмы «Экоальянс», занимающейся разработкой и внедрением катализаторов для автомобильных каталитических нейтрализаторов, Е. Аликин посетовал на то, что не слишком высокие зарплаты на предприятии вызывают текучку кадров, уходящих на соседний Новоуральский трубный завод. Однако работа с молодежью, школьниками, студентами дает возможность сработать на интересе, привлечь новые кадры постановкой и решением перспективных задач. Как отметил Е. Аликин, классик катализаторной науки и практики Хальдор Топсе, основатель одноименной датской фирмы, писал, что хорошее предприятие должно иметь более 50 работников и оборудования более чем на 20 млн долларов. Эти задачи не так легко решить небольшому предприятию. Выход он видит на пути широкого сотрудничества с научными и образовательными учреждениями, располагающими современным оборудованием для исследования катализаторов и расширяющими возможности для такого исследования.

Представитель значительно более крупной фирмы ООО «Газпромнефтькаталитические системы» А.А. Зайцев рассказал о том, что в Омской области эта фирма строит современный высокопроизводительный катализаторный завод, который позволит обеспечить импортозамещение в этой важной сфере. Вскоре откроется более 120 вакансий для исследователей не только в научной, но и в организационной и коммерческой сфере. А.А. Зайцев призвал участников Круглого стола сохранить его контакты и обращаться в отдел кадров предприятия, где будут созданы отличные условия для развития карьеры во всех возможных направлениях. Фирма предлагает «точки карьерного входа» на самых разных уровнях для ученых, находящихся на разных стадиях карьеры, обладающих как небольшим, так и значительным опытом работы.

Работающий в «Сибуре» с 2000 года бывший научный сотрудник Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН И.Н. Воропаев подчеркнул, что развитие карьеры может выстраиваться по трем маршрутам: эксперт – позиция подходит для тех, кто получает удовольствие от работы в науке; менеджер или управленец, которому больше приходится работать с людьми, и который лишь отчасти развивает проектную деятельность; и проектный маршрут, подразумевающий наличие успешных навыков коммуникации, ответственности, планирования и других «мягких» навыков. Выступающий предложил искать, где лежит собственный интерес, и повышать квалификацию и нарабатывать навыки в выбранной области для повышения собственной ценности на рынке труда. Он призвал молодых ученых оценивать не только свою зарплату, но и ценность собственной деятельности, и повышать эту ценность путем наработки «жестких» и «мягких» навыков. Его посыл подразумевал, что нужно не только повышать квалификацию, но и искать возможности применения сил во всех отраслях, не обязательно в области фундаментальной науки.

Ему возразила Г. Шайдуллина из фирмы «Leco Corporation». Она подчеркнула, что с 2000х годов, когда предыдущий выступающий оставил научную карьеру, ситуация в России для молодых исследователей радикально изменилась, и теперь они обладают существенно более перспективными возможностями для развития на высоком научном уровне. Она призвала участников круглого стола оставаться работать в науке и искать там драйв и возможности применения своих сил.

Е. Андрусенко, работающая на организационных должностях в нескольких фирмах и университетах, отметила боязнь многих молодых ученых брать ответственность за выполнение проекта, особенно если он подразумевает значительное финансирование или выход за границы привычной деятельности.

Из аудитории постоянно звучали вопросы о том, удается ли выступающим совмещать исследовательскую карьеру со строительством семьи и рождением детей, и ответ в целом был положительным.

Подводя итоги Круглого стола «Исследовательская карьера: от молодого ученого до лидера проекта», можно отметить живой и активный интерес участников конгресса «Роскатализ» к этой тематике. Времени для обсуждения всех поднятых вопросов не хватило, поэтому мероприятия подобного рода необходимо проводить и в дальнейшем.

Молодые ученые, участники круглого стола, думают над вопросами карьеры постоянно. Не все они нацелены на постоянное лидерство, да это и не требуется, поскольку для этой роли необходимы определенные качества характера: определенная смелость, решительность, а получение навыков лидера, как правило, происходит постепенно. Но большинство видят в науке интересную и перспективную область применения своих сил, а также возможность построения «горизонтальной» карьеры с углублением и расширением экспертных компетенций.

Для увеличения числа возможных лидеров необходимо в ходе обучения обеспечивать такие компетенции, как умение работать с людьми, а также привлекать финансирование и коммерциализировать исследования. Кроме того, больше внимания нужно уделять качественной организации практик и стажировок для того, чтобы эти важные этапы помогали в приобретении необходимых навыков и расширении круга людей, способных и желающих участвовать в совместных разработках.

Основные разочарования в ходе построения научной карьеры связаны с низкой престижностью профессии и недостаточной оплатой, причем завышенных ожиданий у молодых ученых нет. Эти вопросы необходимо решать на самом высоком уровне.

Литература:

  1. Murzin D. Yu., Lokteva E.S. Current Situation with University Education in Catalysis: A Helicopter View. World Journal of Chemical Education, 2016, v. 4, № 4, pp. 8692.
  2. Гусев А.Б., Юревич М.А. Научная политика России 2021. М.: Буки Веди, 2021. – 96 с.

Материал подготовили:
Е.С. Локтева
(Химический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, e.lokteva@rambler.ru),
Д.В. Козлов
(Институт катализа им. Г.К.Борескова СО РАН, kdv@catalysis.ru)


За рубежом

Подробнее


Приглашения на конференции

Подробнее



Copyright © catalysis.ru 2005–2024
Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных