На главную

 
Научные подразделения Центра
Научная библиотека
Научные советы
Издательская деятельность
История ИК СО РАН
Версия для печати | Главная > Центр > Научные советы > Научный совет по катализу > ... > 1998 год > № 5

№ 5

Обложка

Содержание

В научном совете по катализу

Кадры

Новости

Хроника

За рубежом

Фонд им. К.И. Замараева




В научном совете по катализу

Критическая технология федерального уровня
"катализаторы": проблемы и перспективы

(по материалам коллегии Министерства науки и технологий Российской Федерации)

Как писал великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский: "Наш век - XX век (а тем более грядущий XXI век) - есть век науки и знания. В этот век, в наше время, государственное могущество и государственная сила могут быть прочными лишь в тесном единении с наукой и знанием. В беспощадной борьбе государств и обществ побеждают и выигрывают те, на стороне которых стоит наука и знание...".

Особенно это справедливо сегодня, когда Россия переживает непростой этап формирования нового социально-экономического и политического строя.

Говоря о технологической безопасности, необходимо учитывать, что наука и наукоемкие технологии являются в настоящее время одним из узловых моментов в системе общественных отношений. Именно их развитие определяет устойчивое развитие государства, переход общества от индустриального к постиндустриальному.

Очевидно, что стратегия развития России должна ориентироваться на повышение наукоемкости труда, овладение высокими технологиями. При этом исключительно важным является определение технологического облика реформируемой России, идентификация ее национальных технологических традиций и предрасположенности.

Потеря Россией наукоемких технологий - угроза не стратегического и даже не политического, а исторического масштаба.

Можно по-разному давать определения: приоритетные направления, критические технологии. Суть одна: необходимо динамическое укрепление и развитие, а не статическое сохранение, фундаментальной и прикладной науки по тем направлениям, где у России есть чем гордиться и в тех областях, где она не зависит от интеллектуального импорта.

Катализаторы, каталитические технологии, так уж сложилось, оказались именно такими технологиями. Поэтому прошедшую 3 октября 1997 г. под председательством Министра В.Е. Фортова коллегию Министерства науки и технологий по вопросу "О научной и инновационной деятельности по реализации критической технологии федерального уровня "Катализаторы" можно считать крайне актуальной и необходимой.

С основным докладом на коллегии выступил директор Института катализа СО РАН, председатель Научного совета по катализу и его промышленному использованию академик В.Н. Пармон.

Катализаторы и каталитические технологии, как отметил докладчик, являются сегодня структурообразующей основой современной химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, газовой, фармацевтической и других отраслей промышленности. Качественный уровень катализаторов в значительной мере определяет уровень материальных, энергетических и капитальных затрат, экологию производства, принципиальную новизну и конкурентоспособность технологий. С применением катализаторов в России производится не менее 20% ВВП, а в промышленно развитых странах - до 30 и более процентов.

В настоящее время в России используется более 200 промышленных катализаторов, из них около 40 разработаны и частично реализованы для стратегически важных процессов нефте- и газопереработки, производств базовых продуктов: нитробензола, анилина, метанола, аммиака, серной и азотной кислот, фторсоединений, синтетических каучуков, субстанций для лекарственных препаратов и др.

В последнее время из-за резкого ослабления влияния государства на защиту российских производителей катализаторов и ошибок приватизации рынок катализаторов в России стал стремительно захватываться иностранными компаниями. Это происходит по ряду как объективных, так и субъективных причин: во-первых, благодаря временному демпингу цен на поставляемые катализаторы; во-вторых, путем навязывания поставок собственных катализаторов как непременного условия контрактов на строительство и/или реконструкцию имеющихся производств. При этом нередко навязываются поставки катализаторов, по качеству уступающих отечественным образцам, а закупки осуществляются без объявления тендера и т.д.

Одной из причин захвата рынка является также низкое качество отдельных ранее выпускаемых отечественных промышленных катализаторов, несмотря на то, что взамен их имеются завершенные разработки катализаторов новых поколений. Но отсутствуют средства на их производство.

Сегодня практически весь объем бензина производится на зарубежных катализаторах (за исключением процесса крекинга на Омском НПЗ и риформинга на Рязанском НПЗ). Таким образом, обеспечение России бензином находится в опасной прямой зависимости от зарубежных поставок катализаторов, что делает экономику уязвимой и неустойчивой при любых чрезвычайных ситуациях.

Другим примером начавшегося захвата рынка иностранными компаниями является азотная промышленность, которая всегда была сырьевой базой сельского хозяйства и оборонного комплекса. Базовый многоступенчатый процесс производства аммиака более чем на половину оснащается зарубежными катализаторами, а отечественные производства катализаторов закрываются.

Остановлены также отечественные производства высокоэффективных катализаторов в сернокислотной промышленности.

По ориентировочным данным выпуск в России промышленных катализаторов упал на порядок: со 120-130 до 10-12 тыс. тонн.

По мнению докладчика, успешная реализация критической технологии "Катализаторы" в целом требует принятия государством решительных протекционистских мер.

Имеющиеся в области научной и инновационной деятельности по реализации критической технологии "Катализаторы" определенные достижения позволяют несколько ослабить интервенцию зарубежных катализаторов, привлечь отечественных инвесторов к созданию катализаторных производств и каталитических технологий новых поколений, реализовывать научно-техническую продукцию за рубежом.

Благодаря селективной государственной организационной и финансовой поддержке в области катализа успешно работают 20-25 научно-технических организаций: государственные научные центры химического профиля, институты РАН и акционировавшиеся отраслевые институты.

Головную координирующую роль в решении проблемы выполняет Институт катализа СО РАН, в становлении и развитии которого принимали участие Миннауки, Минэкономики России, Российская Академия наук. В настоящее время ИК СО РАН располагает уникальной по мировым стандартам опытно-промышленной базой и парком научных приборов, аккредитованной Госстандартом испытательной лабораторией, одним из самых представительных в мире Банком данных по применяемым катализаторам, разветвленной инновационной инфраструктурой, включающей наработочные, инжиниринговые, маркетинго-сбытовые компании, патентно-лицензионную службу и др. Получая важнейшие результаты фундаментальных исследований, например, по самоорганизации химических реакций на активных поверхностях, по формированию структур активных центров и др., ИК СО РАН ежегодно выполняет 70-80 контрактов с зарубежными фирмами и университетами; продал более 10 лицензий.

Самым важным достижением российских ученых следует считать разработку около 100 новых и усовершенствование более 50 промышленных катализаторов, часть которых реализована в опытном и опытно-промышленном масштабе. Эти катализаторы составляют основу для привлечения инноваций и возрождения отечественной катализаторной промышленности.

В области инновационной деятельности решена проблема разработки и реализации отечественных катализаторов риформинга (на АО "Рязанский НПЗ") и крекинга (на АО "Омский НПЗ"), что позволило увеличить выход бензина на 5 и 10%, соответственно. Широко реализуя в России новые углеродные носители и катализаторы "Сибунит", оксидные марганцевые катализаторы для очистки газов от органических примесей, ИК СО РАН начал крупномасштабные поставки этих продуктов в США, Институтом был выигран тендер у известной фирмы "Халдер Топсе" на право проведения модернизации производства метанола на АО "Метафракс" (г.Губаха).

Эффективность инновационных проектов ИК СО РАН подтверждается участием в их финансировании АО "НИТРО КЕМ", ОАО "Омский НПЗ", ОАО "Оксид", "Восточной нефтяной компании" и других коммерческих структур. Финансирование коммерческими структурами составило величину более 100 млрд.руб., средства из Российского фонда технологического развития и ИК СО РАН -
6 млрд.рублей.

Академик В.Н. Пармон отметил, что, несмотря на то, что ИК СО РАН занимает ведущее место в реализации критической технологии федерального уровня "Катализаторы", ранее возглавлял Межотраслевой научно-технический комплекс (МНТК) "Катализатор", затем имел статус Государственного научного центра Российской Федерации, в настоящее время по объективным, не зависящим от Института, причинам он формально лишен роли координатора работ в России по катализу.

По мнению В.Н. Пармона и других участников заседания коллегии, целесообразно внести в Правительство РФ проект постановления с перечнем первоочередных мер по возрождению наиболее сохранившихся катализаторных производств для выпуска конкурентоспособных отечественных катализаторов. Такой проект может быть подготовлен в 1997 г.

На заседании коллегии также выступили первый зам. министра науки и технологий РФ В.В. Костюк, зам. министра экономики РФ Р.С. Евсюков, зам. министра топлива и энергетики РФ В.В. Бушуев, вице-пезидент РАН О.М. Нефедов, зам. председателя Госкомэкологии России А.А. Соловьянов, главный ученый секретарь РАН Н.А. Платэ, нач. Отдела химических технологий Миннауки России В.Н. Новосельцев, другие руководители научных организаций и предприятий.

Большинство выступающих одобрили основные направления научной, инновационной и организационной деятельности Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН по реализации критической технологии "Катализаторы" и считают целесообразным закрепить за Институтом катализа им. Г.К. Борескова статус головной организации по данной критической технологии.

Учитывая особую структурообразующую значимость критической технологии "Катализаторы", коллегия посчитала целесообразным сконцентрировать отработку эффективных мер государственной поддержки, регулирования и развития работ по данной критической технологии в рамках отдельной подпрограммы "Катализаторы и каталитические технологии новых поколений" приоритетного направления развития науки и техники "Новые материалы и химические продукты" федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения".

Коллегия поручила зам. министра Г.Ф. Терещенко совместно с РАН (О.М. Нефедовым, Н.А. Платэ) сформировать рабочую группу для подготовки предложений по реструктуризации химических подпрограмм приоритетного направления "Новые материалы и химические продукты", включая определение основных направлений исследований и разработок по подпрограмме "Катализаторы и каталитические технологии новых поколений".

Учитывая стратегическую важность для России развития и использования отечественных научно-технических разработок в области критической технологии "Катализаторы", коллегия Миннауки поручили подготовить с участием Минэкономики России, РАН и Института катализа СО РАН проект постановления Правительства Российской Федерации о первоочередных мерах по возрождению наиболее сохранившихся катализаторных производств для выпуска конкурентоспособных отечественных катализаторов


Кадры

Подробнее


Новости

Подробнее


Хроника

Подробнее


За рубежом

Подробнее


Фонд им. К.И. Замараева

Подробнее



Copyright © catalysis.ru 2005–2024
Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных