На главную

 
Научные подразделения Центра
Научная библиотека
Научные советы
Издательская деятельность
История ИК СО РАН
Версия для печати | Главная > Центр > Научные советы > Научный совет по катализу > ... > 2000 год > № 14

№ 14

Обложка

Содержание

Поздравления

Памяти крупнейших ученых в области катализа
100 лет со дня рождения члена-корреспондента академии наук СССР
Симона Залмановича Рогинского

Премии

Химическая промышленность на рубеже веков

За рубежом

Воспоминания каталитика

Отклик на воспоминания каталитика




Поздравления

Подробнее


Памяти крупнейших ученых в области катализа

Подробнее


Премии

Подробнее


Химическая промышленность на рубеже веков

Подробнее


За рубежом

Новые шаги Eвросоюза, направленные на укрепление науки

Начало 1999 года во всем мире ознаменовалось крупнейшим за последние десятилетия событием - введением единой европейской валюты - евро. Но для тех, кто занимается наукой и новыми технологиями, не менее важно и другое событие: начало пятой программы Европейского Союза по поддержкенауки и технологий - "F5".

Первая такая программа была разработана в 1982 году, ее бюджет в 4,4 млрд. долларов был рассчитан на пять лет. Программа "F5" расписана на четыре года, бюджет равен 17,5 млрд. долларов, а сама она состоит из восьми отдельных программ, включая программы, касающиеся 8-ми европейских национальных лабораторий, принадлежащих Объединенному исследовательскому центру, открытому недавно.

Программа "F5" опирается на опыт предыдущих программ и учитывает их достоинства и недостатки. Основным недостатком "F4" было распыление ее на множество пространных документов, что сделало ее неуправляемой машиной, которая не способна адекватно реагировать на изменение реалий и поспевать за скоростью социально-экономического и научного развития. Число программ в "F5" было значительно уменьшено, бюрократические препоны сведены к минимуму, цели обозначены более четко.

Главную цель можно сформулировать таким образом: это построение новой, полной сил и перспектив Европы, заботящейся об окружающей среде, конкурентоспособной в технологическом плане. Словом, попытка объединить Европейскую науку в единое целое, противопоставив ее возможности возможностям американской науки.

Не все члены Евросоюза стремятся использовать крупные средства "F5", т.к. их нельзя применять по своему усмотрению, большинство стараются "выжать" максимум из бюджета своих собственных стран. Однако все без исключения согласны с тем, что Европа должна объединиться, чтобы соперничать с США и Азией.

Исследования широкого профиля, в таких областях, как новые технологии, окружающая среда, энергетика, сельское хозяйство и здравоохранение, способны вызвать интерес людей, а следовательно, мобилизовать их для выполнения самих программ. Такие программы составляют около 9 % четырехлетнего бюджета "F5".

Существуют 3 основных критерия, на которых базируется все дальнейшее развитие программы.

Первый критерий основан на двойном принципе "вспомогательности" и "прибыльности". При этом "F5" получает утроенную прибыль от своего вложения. "Вспомогательность" ("subsidiarity") - общеевропейский термин, означающий, что небогатые члены ЕС, такие как Греция, Португалия, Ирландия, получают специальное финансирование на подготовку ученых и квалифицированных специалистов, которые потом смогли бы поехать в более развитые страны для исследовательской работы.

Второй критерий - это социальные аспекты. Необходимость учитывать безработицу, проблемы здравоохранения, экологии, роста населения делает социальный критерий решающим для этой программы.

Третий критерий - ориентация на поддержку малого и среднего бизнеса. Европа, по сравнению с США, не отличается мощным предпринимательством, хотя и очень к этому стремится. Поэтому для нее исключительно важно подписанное ранее соглашение с США в сфере сотрудничества в бизнесе.

В отличие от предыдущих программ, "F5" предусматривает большую автономию для исследователей. Осуществляется строгое наблюдение за результатами работ, а направление исследований, как правило, ученые выбирают сами. Время покажет эффективность такого подхода. Во всяком случае, это устраняет огромное количество бюрократических процедур, так замедляющих процесс работы.

Один из первых пунктов программы "F5" - осуществление научного исследования, технологического процесса и демонстрационных программ. В программу "F5" входят:

  • проект общества по информации для потребителей (4,2 млрд. долл.);
  • проекты, направленные на улучшение уровня жизни (2,8 млрд. долл.);
  • развитие предпринимательской деятельности (3,1 млрд. долл.);
  • развитие в области поддержки энергетики и окружающей среды (2,5 млрд. долл.).

Под последним, в частности, подразумеваются такие проблемы, как глобальное потепление и изменение климата в целом, морские экосистемы, термоядерная энергия и пр. Все документы программы "F5" можно прочесть в Интернете.

Одной из приоритетных задач "F5" является интеграция производства с Академией наук и Государственными исследовательским и центрами. При этом сами исследования выполняются в рамках международных контрактов. Собственно осуществление этих контрактов и работа ученых за рубежом является вторым пунктом программы: предполагается, что ученые стран Восточной Европы, России и др. стран, включая США, будут работать вместе.

Третья цель - поднять на ноги слабейших членов Евросоюза, развить там малый и средний бизнес.

Четвертая - улучшить образовательную базу для подготовки научных работников. Здесь объединяются научные и социально-экономические проблемы.

Все направления и мероприятия вместе образуют 7 подпрограмм. Кроме того, есть еще Объединенный исследовательский центр, представляющий собой несколько лабораторий, разбросанных по всей Европе. Однако работа этих лабораторий была признана малоэффективной, т.к. не была социально-экономически направленной. Но в свете новой объединенной Европы эти лаборатории приобретают особое значение, и новая администрация Центра собирается сделать все, чтобы оправдать его существование.

В июне 1999 года в Штутгарте (Германия) состоялась встреча, на которой были определены направления работ. Ими стали: сельское хозяйство, биотехнология, информационные технологии, материалы, системы мер, транспортировка, энергетика, здравоохранение (особенно восстановление утраченной трудоспособности и эндокринология).

США пока заинтересованы в соглашении меньше. Ситуация, впрочем, может измениться, решающую роль будет иметь прибыль США от финансирования своих партнеров.

Велика роль F-программ в объединении Европейского сообщества и европеизации в целом. Каждый европейский университет сегодня возглавляется профессором, уделяющим большое внимание международному обмену.

Л.Замараева, ИК СО РАН
(Перевод из журнала C&EN)

Финансирование науки в Японии растет, хотя и не достаточно быстро, чтобы выполнить пятилетний план

Японские ученые высоко оценивают поддержку своего Правительства, выражающуюся в бюджетном финансировании науки, хотя и не достаточную, чтобы достичь поставленных целей. Но деньги - это еще не все, говорят они.

Финансирование науки продолжает расти, и это большое достижение для страны, в течение 8-9 лет находящейся в состоянии спада деловой активности. Сейчас уже ясно, что амбициозным целям может стать помехой отставание некоторых научных институтов в реформировании их деятельности, поскольку нет уверенности, что выделенные средства будут вложены наилучшим образом. Ученые также ропщут на то, что Правительство предпочитает исследования с коммерческим потенциалом. Многие институты почувствовали себя в неловком положении, увидев, как сократились их действующие бюджеты в результате строительства и оборудования новых помещений.

Пятилетний план поддержки науки появился в 1992 году в результате рекомендаций Совета по Науке и Технологиям, высшего национального научного органа Японии. Совет обратился в Правительство с просьбой "так скоро, как только возможно" удвоить ежегодное финансирование исследовательской деятельности, тогда равное 18,6 млрд. долларов. Решение было закреплено в 1995 году Основным Законом по Науке и Технологиям, и пятилетний план был утвержден в 1996 году Кабинетом министров.

Для исполнения своих обещаний официальные лица согласились выделить 17 триллионов иен (150 млрд. долл.) за период с 1996 по 2000 г.г. Но вместо постепенного увеличения, который поднял бы бюджет 2000 года на исследования и разработки в Японии в два раза от уровня 1992 года, Правительство решило подсчитать средства в дополнительных бюджетах наряду с годовым. Финансирование через принятие дополнительных бюджетов - часто применяемый механизм для стимуляции экономики в схемах с быстро растущими вложениями. Отрицательной стороной при этом является то, что дополнительное финансирование не поддерживает базовый бюджет и, несмотря на три массивных дополнительных бюджета, основной научный бюджет растет много медленнее, чем ожидалось. Даже огромное, 17 %-ое, его увеличение в 2000 году приведет лишь к 75 %-му увеличению бюджета от уровня 1992 года. "Финансирование все еще ниже того уровня, который нам хотелось бы видеть", - говорит Масаюки Шибата, директор Отдела Науки и Политики в Монбушо Министерства Образования, Науки, Спорта и Культуры.

Большинство ученых и администраторов одобряют правительственное направление развития науки. Несомненен тот факт, что финансирование актуальных исследований значительно расширилось. Это позволило значительно расширить инновационные проекты и активизировать исследования по защите и сохранению окружающей среды. Для некоторых направлений увеличение составило 30 % по сравнению с 1996 годом. Кое-что разочаровывает японцев. В базовых бюджетах прошлых лет заметно урезаны средства на большие научные проекты, в то же время два дополнительных бюджета поддержали финансирование строительства и оборудования. Вдобавок многие считают, что поддерживаются не все научные области. "Я не думаю, что финансирование хорошо сбалансировано", - говорит Кейичи Кодайра, генеральный директор Национальной Астрономической Обсерватории под Токио. В то время, как Правительство оборудовало новые здания с новейшим инструментарием для нейроисследований и генетики, сообщество физиков высоких энергий вынуждено было объединить проекты для двух ускорителей. "Это единственный путь для получения денег", - говорит Сакуе Ямада, директор Исследовательского центра при ускорителе высоких энергий в Тсукуба. Хотя наибольший акцент делается на финансировании в 17 триллионов иен, пятилетний план также играет огромную роль в реформировании институтов. Большая часть исследователей уверены, что подъем финансирования продолжится. Среди всех политических партий существует согласие по поводу важности финансирования научно-исследовательской деятельности.

Л.Замараева, ИК СО РАН
(По материалам "Science")

Химическая промышленность сша на пороге 2000 года

По данным Министерства торговли США химическая промышленность является жизненно важной для экономики страны. Если вся промышленность США обеспечивает 20 % ВВП (остальное вносят финансовые рынки и услуги), то доля химической промышленности в этом вкладе составляет 10 % (т.е. 2 % ВВП), что превышает 360 миллиардов долларов в поставках. Химическая промышленность в США является экспортером номер один. Она обеспечивает каждый десятый доллар экспорта США, дает постоянную прибавку в международной торговле и производит свыше 70000 различных продуктов. В химической промышленности работает свыше миллиона человек, средняя зарплата которых значительно превышает среднюю заработную плату по США. Кроме того, химическая промышленность потребляет около 10 % продукции нефтеперерабатывающей промышленности в качестве сырья. Специфика химической продукции заключается в том, что она поставляется во многие отрасли экономики, такие как строительство, транспорт, фармацевтика, производство топлива и энергии и т.д. Например, по оценке компании DuPont каждый новый автомобиль в США на 2200 долларов состоит из химических продуктов или продуктов химической переработки.

Одним из самых интересных и особенных продуктов химической промышленности являются катализаторы, особые соединения, применение которых обеспечивает значительно более высокие экономические показатели и качество разнообразных процессов и продуктов, уменьшает потребляемую энергию, существенно сокращает вредные выбросы и отходы, способствует открытию и внедрению новых высоко технологичных процессов. Сами эти соединения претерпевают незначительные изменения в ходе процессов и могут быть многократно использованы. По оценке Принстонского университета более 90 % всех экономически эффективных промышленных химических процессов, более 80 % процессов нефтепереработки и более 85 % природоохранных технологий осуществляют при помощи катализаторов. По оценке Пиментеля и Кунрода в США с использованием катализаторов, рынок которых сравнительно небольшой и охватывает чуть больше 2 миллиардов долларов, производятся товары и услуги, стоимость которых составляет 20 % от ВВП, т.е. примерно 1,5 триллиона долларов.

Поскольку качество и уровень многих современных продуктов зависит от технологического уровня химической промышленности, США необходимо обеспечить себе глобальную конкурентную способность на мировых химических рынках и тем более на рынках катализаторов и каталитических процессов. "Секретом такой конкурентной способности является умение компании или индустрии взять научный продукт и превратить его в то, что представляет собой несомненную ценность для общества" (Д.А.Миллер, DuPont). При этом стоимость такого продукта должна привлекать производителя в США.

Именно поэтому химическая промышленность в США так ориентирована на высокие технологии и научно-технические разработки. Каждый восьмой патент в США относится к области химии. Каждый год на научные разработки индустрия тратит 20 миллиардов долларов, что составляет примерно 5,6 % от химического рынка в поставках. Естественно, что наука была и является рискованным бизнесом. По данным венчурных капиталистов, патентной документации и исследований многих компаний требуется около 3000 идей, чтобы получить один коммерчески успешный продукт. Это соотношение не меняется уже 20 лет. Каждая крупная химическая компания имеет свой 10-летний план научно-исследовательской работы по основным направлениям. "Существуют несколько путей, используя которые менеджер в науке может увеличить продуктивность научных исследований" (DuPont, 1998 год):

  • выбрать основные области, где можно получить значительный эффект, и дать ученым свободу в работе в определенных пределах;
  • выдвинуть "героические", то есть почти невыполнимые, цели, которые могут, тем не менее, привести к неожиданным значительным достижениям;
  • обеспечить необходимые современные ресурсы и оборудование;
  • усилить работу с партнерами вне компании, то есть разделить риски и знания с другими научными организациями.

По данным Американского химического общества (1997 г.) 22 % всех научно-исследовательских контрактов компаний приходится на университетские лаборатории, 4 % - на федеральные лаборатории, 28 % - на коммерческие лаборатории и 34 % - на лаборатории других компаний.

Несмотря на то, что компании все еще предпочитают работать с другими компаниями, участие некоммерческих лабораторий стабильно растет год от года. Более того, современная диверсификация химической продукции, переход от базовой химии к новым материалам и продуктам тонкого химического синтеза заставляют ранее непримиримых конкурентов создавать совместные предприятия в новых областях синтеза и технологий, тем самым разделяя не только риски и знания. но и прибыль (примеры: СП Eastman и Air Products в области жидкофазных процессов, СП DuPont и Dow в области получения определенных полимеров и т.д.).

По данным Национальной службы информации США существует несколько ключевых путей необходимого повышения конкурентной способности химической промышленности США, несмотря на благополучно растущий экспорт:

Многие важные рынки не могут быть адекватно или конкурентно удовлетворены только за счет экспорта из США. В конкурентных целях компании должны также и производить на этих рынках, и доля производства по отношению к экспорту имеет тенденцию к возрастанию.

Производство на зарубежных рынках открывает двери для экспорта других товаров на эти же рынки, тем самым еще более увеличивая возможности для экспорта.

Ультимативно производство и сбыт за рубежом увеличивают общий уровень продаж и прибылей, что обеспечивает амортизацию расходов на новые научные разработки.

Увеличение мобильности капиталов обеспечивает их приток в точки с наиболее благоприятным инвестиционным климатом.

В Сингапуре, например, СП Shell и 57 японских компаний обслуживает огромный комплекс по производству и переработке этилена и пропилена. В Китае, несмотря на отсутствие инфраструктуры и четких эксплуатационных правил, американские химические компании вкладывают большие деньги не только в собственные предприятия, но и в СП с китайскими химическими компаниями. В связи с либерализацией инвестиционных и торговых законов в Латинской Америке Dow теперь является там крупнейшим производителем полистирола. Есть и множество других примеров.

Таким образом, глобализация и растущий спрос за рубежом открывают много возможностей, однако диверсификация продукции и увеличение поставок сигнализируют о все возрастающей конкуренции для химической промышленности США и других стран на мировых рынках.

Е.Ефимова, ИК СО РАН

Friedel-crafts reaction alkylates olefins

Alkylation of nonactivated olefins occurs under Friedel-Crafts conditions, according to chemists at the University of Oldenburg, Germany [Angew. Chem. Int. Ed., 38, 3675 (1999)]. Their method allows synthesis of hydrocarbons generally and alkylation of unsaturated fatty acids in particular as renewable resources to yield products with interesting properties. Ordinarily, Friedel-Crafts conditions are used to alkylate or acylate aromatic rings. Also, proton acid-catalyzed alkylations work for activated olefins, such as the reaction of isobutylene to form isomeric diisobutylenes and triisobutylenes. And free-radical alkylations work only on terminal, not internal, double bonds.ь Organic chemistry professor Jьrgen O. Metzger and research fellow Ursula Biermann treat oleic acid with isopropyl chloroformate mediated by triethylaluminum/aluminum chloride complex to get 73% yield of a mix of 9- and 10-isopropyloctadecanoic acids. Methyl ricinoleate gives 60% of 12-hydroxyoctadecanoate ester isopropylated at the 9- and 10-positions. Symmetrical olefins such as cyclohexene give single products. Isobutyl chloroformate results in a mix of sec- and tert-butylated products.

December 20, 1999 C&EN


Воспоминания каталитика

Подробнее


Отклик на воспоминания каталитика

Подробнее



Copyright © catalysis.ru 2005–2024
Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных