На главную

 
Научные подразделения Центра
Научная библиотека
Научные советы
Издательская деятельность
История ИК СО РАН
Версия для печати | Главная > Центр > История ИК СО РАН > Материалы,награды, комментарии

Постановление Пленума ЦК КПСС от 7 мая 1958 г.

Подробнее


Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 23 июля 1958 г.

Подробнее


Автограф Святослава Рериха

Подробнее


Самахов А.А.

Создание и становление Специального конструкторско-технологического бюро катализаторов

Подробнее


Михайлова И.Л.

О деятельности Координационного центра стран СЭВ по промышленным катализаторам

Подробнее


Дуплякин В.К.

Хроника Омского филиала Института катализа СО РАН (1978-2003)

Подробнее


Садыков В. А.

"Оксиды бывают разные: черные, белые красные... Сентиментальное путешествие длиной в 30 лет"

Подробнее


Захаров В.А.

Микросферический треххлористый титан - наша школа прикладных работ

Введение

В начале 70х годов Ю.И.Ермаков предложил существенно расширить тематику лаборатории каталитической полимеризации и начать исследования в новой для нас области катализаторов Циглера-Натта. Наиболее интересным и важным объектом в этой области были катализаторы на основе треххлористого титана для производства изотактического полипропилена - нового и очень перспективного полимера, производство которого росло (и до сих пор растет!) высокими темпами. В то время в Советском Союзе работы по изучению полимеризации на катализаторах Циглера-Натта проводились во многих институтах. Однако это были в основном кинетические исследования. В нашей лаборатории акцент был сделан на физико-химические исследования процесса формирования треххлористого титана с требуемой кристаллической структурой, выявление параметров структуры, определяющих активность этих систем и поиск новых способов приготовления этого катализатора.

На основании этих исследований в Институте катализа совместно с СКТБ катализаторов была разработана методика приготовления нового высокоэффективного катализатора - микросферического треххлористого титана, имеющего по сравнению с известным тогда промышленным катализатором более высокую активность (в 3-4 раза), повышенную стереоспецифичность и существенно лучшую морфологию (сферические частицы с узким распределением по размеру). Основной вклад в разработку этой методики внесли Г.Д. Букатов и Е.Е. Вермель.

Следует отметить, что в процессе этой работы сложились принципы проведения совместных прикладных работ нашей лаборатории с отделомВ.Е. Никитина в СКТБ катализаторов. Специалисты СКТБ катализаторов участвовали в этих работах уже на стадии отработки и оптимизации лабораторной методики, а в дальнейшем специалисты Института катализа и СКТБ катализаторов совместно проводили отработку технологии, опытные и опытно-промышленные работы.

г. Гурьев - наша малая родина

В эти годы, в необъятном Советском Союзе единственное производство полипропилена находилось в г. Гурьев (Казахстан). На этом заводе, построенном по технологии итальянской компании Монтэдисон, производили катализатор по технологии этой же фирмы (треххлористый титан, производимый другим методом и активированный размолом в шаровой мельнице). Главным недостатком этого катализатора была его неудовлетворительная морфология как следствие его активации размолом. Соответственно получаемые на этом катализаторе частицы полипропилена имели неудовлетворительную морфологию (широкое распределение частиц по размеру, наличие пыли, низкую насыпную плотность порошка и плохую сыпучесть). Именно эта причина приводила к нестабильной работе технологической линии и не позволяла достичь проектной мощности.

Освоение технологии производства нового катализатора и производство полипропилена на нем на Гурьевском химическом заводе (ГХЗ) мы проводили совместно с Грозненским филиалом ОНПО "Пластполимер", который был головной организацией Минхимпрома по полипропилену. Работать со специалистами Грозфилиала ОНПО "Пластполимер" (руководитель работ Н.П. Шестак) было намного эффективнее и проще, чем с головной организацией ОНПО "Пластполимер" (г. Ленинград), чьи "генеральские" амбиции и желание во всех прикладных работах быть первыми и главными существенно превышали их реальные результаты и возможности.

В течение 1979-1982 гг. специалисты ИК, СКТБ и Грозфилиала совместно провели на Гурьевском заводе комплекс технологических работ по отработке и освоению технологии приготовления микросферического треххлористого титана непосредственно на имевшейся там промышленной установке приготовления "итальянского" катализатора.

В работах по внедрению нового катализатора на Гурьевском химзаводе я хочу отметить ключевую роль тогдашнего директора ГХЗ Ю.Н. Колесникова. Он сразу понял перспективность и, более того, жизненную для завода необходимость перевода производства на новый катализатор и оказывал всемерную поддержку этой работе, несмотря на серьезные трудности, возникшие при освоении технологии на промышленной установке. Технология производства нового катализатора была более сложной и "тонкой", и добиться устойчивых воспроизводимых результатов удалось не сразу. В течение нескольких лет бригады специалистов ИК, СКТБ и Грозфилиала регулярно выезжали на Гурьевский химзавод и самоотверженно работали там по нескольку недель. Наибольший вклад в эту работу внесли специалисты ИК и СКТБ Г.Д. Букатов, С.А. Сергеев, В.Е. Никитин, Е.Е. Вермель. Условия жизни в Гурьеве, диком и грязном даже по советским меркам, в заводской общаге были, мягко говоря, не сильно комфортными, хотя все это скрашивалось тем, что Гурьев всегда был икорно-рыбным советским Эльдорадо. Но это отдельная история, о которой могут рассказать непосредственные участники этих событий.

Конечный результат: в марте 1983 г. на Гурьевском химзаводе начато стабильное производство микросферического треххлористого титана вместо "итальянского" катализатора и производство полипропилена переведено на новый катализатор. Благодаря этому примерно в 1.5 раза увеличено производство полипропилена и доведено до проектной мощности, чего нельзя было сделать на "итальянском" катализаторе. Участники этих событий получили головную боль после шикарного банкета, теплую благодарность от дирекции Института и может быть премию в размере месячного оклада (точно не уверен).

Но после этого они не потеряли энтузиазма и продолжили работы по усовершенствованию (упрощению) технологии производства микросферического треххлористого титана. В результате этих работ была отработана упрощенная одностадийная схема приготовления микросферического треххлористого титана вместо первоначально реализованной на Гурьевском химзаводе трехстадийной схемы. Производство микросферического треххлористого титана (в дальнейшем на заводе его обозначили как МСК) по упрощенной одностадийной схеме было достаточно быстро освоено на Гурьевском химзаводе.

Томск - совсем рядом, но люди суровые

К этому времени (1983 г.) в Томске было построено новое более крупное производство полипропилена ("Томскнефтехим") мощностью 100 тыс. т в год по той же технологии, закупленной у фирмы Монтэдисон и на том же катализаторе как и в Гурьеве. Естественно, что сразу после освоения технологии производства МСК в Гурьеве мы предложили эту разработку для "Томскнефтехима". Однако несмотря на положительные результаты работы на этом катализаторе на Гурьевском хим. заводе директор "Томскнефтехима" В.С. Гетманцев отнесся к новому катализатору с большим недоверием и всячески тормозил работу по внедрению МСК в Томске. Это выглядело странным, поскольку сразу же после пуска производства полипропилена на итальянском катализаторе на "Томскнефтехиме" столкнулись с теми же проблемами, что и в свое время в Гурьеве. Характерный пример отношения к МСК: при очередной встрече в Томске Гетманцев заявил: "Мы тут у себя в Томском филиале ОНПО "Пластполимер" разработали свой "сибирский" катализатор и будем его внедрять". Речь при этом шла о совершенно непрофессиональной попытке умельцев из Томского филиала ОНПО "Пластполимер" модифицировать итальянский катализатор. Такая модификация в принципе не могла дать нужного результата. Тем не менее, на заводе был проведен опытно-промышленный пробег с этим "сибирским" катализатором, который естественно подтвердил бессмысленность этой работы. В результате таких торможений было потеряно не менее двух лет и только после смены руководства на "Томскнефтехиме" была начата реальная работа по созданию производства МСК и его внедрению в производство полипропилена.

В 1987 г. на "Томскнефтехиме" было освоено производство нового катализатора- микросферического треххлористого титана, и производство полипропилена было переведено на этот катализатор. Использование нового катализатора МСК вместо итальянского позволило сразу же резко увеличить выпуск полипропилена на "Томскнефтехиме". Так, если в 1986 г. при работе на итальянском катализаторе было получено 66 тысяч тонн полипропилена, то уже в 1987 г. при работе на МСК было произведено 91 тыс. тонн полипропилена и в дальнейшем удалось превысить проектную мощность (100 тыс.тонн/год).

В связи с антиалкогольной компанией и начинающейся в стране перестройкой заключительная часть работы на "Томскнефтехим" несколько отличалась от гурьевской: банкет был значительно скромнее и организован самими разработчиками, теплого поздравления от дирекции как-то не случилось, но зато премия в размере месячного оклада точно была получена.

Награда должна найти своих героев

Я не могу припомнить деталей того исторического момента и даже самого этого момента, когда кто-то из активных участников этой работы сказал: "А не замахнуться ли нам на премию нашего Совмина, пока живы еще этот Совмин и сама советская власть?" И мы замахнулись. Вот так была получена премия Совета Министров СССР за 1990 г. за работу с названием: "За разработку высокоэффективного микросферического катализатора и технологии производства полипропилена с внедрением на предприятиях химической промышленности".

Коллектив авторов работы:

  1. Институт катализа СО РАН: Ю.И. Ермаков, В.А. Захаров, Г.Д. Букатов
  2. СКТБ Катализаторов: С.А. Сергеев, Е.Е. Вермель, В.Е. Никитин
  3. Грозненский филиал ОНПО Пластполимер: Н.П. Шестак, И.А. Волошин, Р.Х. Денилов
  4. Гурьевский химический завод: Ю.Н. Колесников, В.В. Балашов, Г.П. Толстов
  5. Томский нефтехимический комбинат: Г.П. Хандорин, Р.И. Акчурин, Г.П. Толстов

Продолжение: рассвет приходит с запада

История с созданием производства катализатора МСК на "Томскнефтехиме" получила в 90ые годы новое продолжение. В начале 90х годов, когда открылись новые возможности для установления прямых контактов с зарубежными компаниями, Институт катализа и, в частности, наша лаборатория успешно использовали эти возможности для заключения контрактов на исследовательские работы и лицензионных соглашений для коммерциализации готовых разработок. В рамках этой работы нами был заключен ряд соглашений о проведении опытно-промышленных испытаний МСК на предприятиях по производству полипропилена в ёгославии, Болгарии, Польше, Румынии и в дальнейшем в Нидерландах (компания DSM). С учетом положительных результатов этих испытаний в период 1993-98 гг. была организована экспортная поставка МСК в эти страны. Важнейший вклад в организацию производства МСК на экспорт и обеспечение стабильных экспортных поставок внесли специалисты кооператива АОЗТ "Катализ" (директор А.Г. Постоев), организованного в эти годы на базе цеха по производству катализаторов"Томскнефтехим" (в эти годы "Томскнефтехим" был разделен на ряд отдельных юридически независимых предприятий).

Продажа катализатора МСК на экспорт в условиях конкуренции с аналогичными катализаторами "Solvay" и "Linx" служит объективным подтверждением высокого качества МСК

Наиболее крупным потребителем МСК за рубежом была компания DSM. Однако практичные голландцы быстро поняли, что в условиях неустойчивой экономической и политической ситуации в России трудно надеяться на длительные стабильные поставки катализатора из Томска. Поэтому они предложили Институту катализа заключить лицензионное соглашение об организации производства МСК за рубежом. Подготовка лицензионного договора проходила в очень напряженной работе, и я хочу отметить большой вклад в выполнение этого этапа Г.Д. Букатова и С.А. Сергеева (подготовка технической документации на создание производства МСК) и В.А. Ремнева (подготовка лицензионного договора). В очень сжатые сроки с участием специалистов ИК, СКТБ и АОЗТ "Катализ" было организовано производство МСК в США для завода компании DSM по производству полипропилена мощностью 300 тысяч тонн/год. Катализатор успешно производился в течение 1995-2002 гг.

Лицензионные платежи, полученные Институтом катализа за поставки катализатора на экспорт и организацию производства катализатора за рубежом, составили несколько миллионов долларов США и послужили серьезной поддержкой Институту в период тяжелого финансового положения.

Заключение

В заключение хочу сказать, что катализатор МСК на Гурьевском химзаводе жил долго и счастливо и только в середине 90х годов, когда в гордом и независимом Казахстане остановилось большинство заводов, нежно любимый нами Гурьевский завод был закрыт. Судьба МСК в Томске еще более удивительна. "Томскнефтехим" работает на нем до сих пор(!) чему мы сильно не рады. Во всем мире почти все аналогичные производства полипропилена перешли на более эффективные катализаторы нового поколения (нанесенные титанмагниевые катализаторы), и мы давно предлагаем "Томскнефтехиму" разработанный в нашей лаборатории катализатор нового типа. По опыту прошлых лет, по-видимому, надо дождаться очередной смены руководства завода. Череда таких смен уже прошла и сейчас с мучительными усилиями на Томском заводе создана опытно-промышленная установка приготовления титанмагниевых катализаторов.

Необязательно назидательные выводы:

  1. Хорошо быть молодым; это сильно прибавляет энтузиазма.
  2. От прикладной работы одна головная боль, но бывают приятные минуты.
  3. Хороших людей никогда не бывает много и если они встречаются на пути прикладной работы, то у Вас есть шанс на успех.
  4. Старые успехи быстро забывают и ждут новых.

А где их взять, может быть, Вы знаете?


Награды сотрудников ИК

Подробнее


Государственная премия РФ в области науки и технологий 2009 г.

Подробнее



Copyright © catalysis.ru 2005–2024
Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных