19 ноября 2020
Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН (ИК СО РАН) и Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) подписали государственный контракт на изготовление технологически сложного оборудования для Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ»). Продемонстрировать первый пучок заряженных частиц с проектными параметрами планируется в конце следующего года.
«Подписан первый договор, который позволяет в полном объеме начать работы по производству ускорительного оборудования для ЦКП «СКИФ». На сегодняшний день синхротрона с подобными характеристиками пучка в мире не существует. Через четыре года он должен заработать», — сообщил в ходе пресс-конференции директор ИЯФ СО РАН, академик РАН Павел Логачев.
Он также добавил, что хотя большая часть оборудования будет производиться собственными силами института, к процессу планируется по максимуму подключить региональные предприятия, среди которых – АО «Бердский электромеханический завод», Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова и др.
По словам директора ИК СО РАН, академика Валерия Бухтиярова, всего на изготовление ускорительного комплекса планируется направить 12,5 млрд рублей.
«Первый контракт заключается на 3,62 млрд рублей. Всего на изготовление оборудования будет направлено 12,5 млрд рублей. Первый авансовый платеж Институту ядерной физики будет выплачен в этом году в размере 774 млн рублей», — сказал он.
Работа по доведению средств до изготовителя оборудования заняла почти год. В итоге ИЯФ СО РАН получил статус единственного исполнителя по изготовлению и запуску технологически сложного оборудования для ЦКП «СКИФ», а ИК СО РАН были переданы полномочия госзаказчика, что позволило институтам напрямую заключить контракт.
Как рассказал руководитель проектного офиса ЦКП «СКИФ» Евгений Левичев, первый пучок с проектными параметрами планируется продемонстрировать в конце следующего года.
«Рубеж пройден: наконец-то подписан контракт, и в ближайшее время ИЯФ СО РАН сможет получить финансирование для изготовления оборудования ускорительного комплекса. Сейчас в экспериментальном производстве института находится 52 заказа. Мы уже провели большие работы, предваряющие изготовление различных систем ускорительного комплекса, прежде всего, линейного ускорителя и бустерного синхротрона. Именно они должны быть созданы первыми. В конце 2021 года мы планируем продемонстрировать первую часть линейного ускорителя и получить пучок с нужными параметрами», — отметил Левичев.
Руководитель проектного офиса подчеркнул, что к проекту будут привлекаться предприятия Новосибирска, Новосибирской области и России. Это поможет развить необходимые навыки для дальнейшей работы в области ускорительных технологий.
«Мы надеемся, что после ЦКП «СКИФ» будут реализованы и другие ускорительные проекты класса мегасайенс, не только синхротронные, и тот опыт, который мы все вместе приобретем, пригодится нам в будущем неоднократно», — сказал он.