На главную

Версия для печати | Главная > Новости и объявления

Сразу трое сотрудников Института катализа СО РАН стали лауреатами конкурса мэрии Новосибирска в сфере науки и инноваций

20 Мая 2020

В последний день апреля были подведены итоги конкурсов на присуждение премий мэрии города Новосибирска, а также на предоставление грантов в форме субсидий в сфере в сфере науки и инноваций.

Из 139 заявок к участию в конкурсе на присуждение премий было допущено 65, а в конкурсе на предоставление грантов в форме субсидий — 25 заявок. Для определения победителей и лауреатов конкурсов было привлечено более 70 экспертов. Размер индивидуальной премии составляет 100 000 рублей. Всего на поддержку молодых ученых направлено 6 000 000 рублей.

Сразу трое сотрудников Института катализа СО РАН стали лауреатами конкурса мэрии Новосибирска в сфере науки и инноваций в 2020 году: к.х.н Антон Алексеевич Габриенко, к.х.н. Александр Геннадьевич Ощепков и к.х.н. Дмитрий Игоревич Потёмкин.

Научный сотрудник группы ЯМР спектроскопии каталитических превращений углеводородов, кандидат химических наук Антон Габриенко стал лауреатом премии в номинации «Лучший молодой исследователь в организациях науки» в отрасли химических наук за своё исследование «Развитие спектроскопических методов ЯМР и ИК для изучения механизмов каталитических реакций углеводородов на Zn- и Cu-содержащих цеолитах».


Антон Габриенко

«Наше исследование посвящено свойствам цинк- и медьсодержащих цеолитов, которые являются перспективными катализаторами для превращения метана в полезные химические продукты, такие как метанол и ароматические углеводороды, – сообщил Антон Габриенко. – В настоящий момент имеется недостаточное понимание принципов работы этих катализаторов, поэтому есть необходимость в развитие методов и подходов для изучения металлсодержащих цеолитов применительно к анализу их кислотных свойств, а также механизмов их каталитического действия.

В рамках научной работы был предложен новый подход к изучению свойств различных металлоксидных и металл-катионных центров цеолитных катализаторов. Данный подход заключается в селективном введении одного типа центров в цеолит с последующим исследованием такого катализатора комплексом спектроскопических методов – ЯМР, ИКС, ЭПР, ЭСДО и т.д. В результате были получены уникальные данные о механизмах действия Zn- и Cu-содержащих цеолитов. Полученные результаты имеют фундаментальную и практическую ценность, так как они, во-первых, расширяют наше понимание природы катализа как химического явления, а, во-вторых, позволяют более рационально подойти к процессу улучшения свойств металлсодержащих цеолитов, их активности и селективности. Соответственно, полученные результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении механизмов действия металлсодержащих цеолитов, а также для разработки промышленных катализаторов рациональной переработки метана в полезные продукты».

Научный сотрудник лаборатории фото- и электрокатализа, кандидат химических наук Александр Ощепков получил премию в номинации «Лучший молодой исследователь в организациях науки» в отрасли химических наук за исследование «Разработка электрокатализаторов на основе никеля для низкотемпературных топливных элементов».


Александр Ощепков

«Топливные элементы – это электрохимические устройства преобразования химической энергии связи соединений в электрическую, – рассказал Александр Ощепков. – Благодаря высокому КПД и экологичности, низкотемпературные топливные элементы наряду с аккумуляторами рассматриваются в качестве основных источников энергии будущего. Уже сейчас водородные топливные элементы с протон-проводящей полимерной мембраной активно используются в развитых странах, в частности, в автомобилях и автономных электростанциях. Однако их широкое внедрение сдерживается высокой стоимостью использующихся катализаторов на основе платины и иридия. Создание в последние годы эффективных гидроксид-проводящих мембран открывает возможность использования неблагородных металлов в качестве катализаторов топливных элементов, тем самым существенно снижая стоимость устройств.

Мое исследование было направлено на разработку никелевых катализаторов окисления водорода и боргидрида (в топливных элементах), а также выделения водорода (в электролизерах). Впервые было продемонстрировано, что состояние поверхности никеля оказывает существенное влияние на его активность в данных процессах – до двух порядков величины. Полученные результаты имеют высокую практическую значимость и уже позволили разработать образцы катализаторов с лучшими в своем классе значениями активности для реакций окисления водорода и боргидрида».

Старшему научному сотруднику лаборатории каталитических процессов в топливных элементах, к.х.н. Дмитрию Потёмкину присуждена премия в категории «Лучший молодой исследователь в образовательных организациях высшего образования» в отрасли химических наук за работу «Катализаторы и технологии для водородной энергетики». Премию Дмитрий Потёмкин получил как старший преподаватель Факультета естественных наук Новосибирского государственного университета. 


Дмитрий Потёмкин

«Целью моего исследования являлось создание новых высокоэффективных композитных катализаторов и физико-химических основ нового способа получения синтез-газа и/или водорода для питания топливных элементов различных типов из жидких или легко сжижаемых углеводородов, – комментирует Дмитрий Потёмкин, продолжая тему водородных топливных элементов. – Несмотря на рост производства и потребления энергии за счет возобновляемых ресурсов  – солнечной и ветровой энергетики, использования биомассы,  – прогнозируется, что еще на многие десятилетия ископаемые ресурсы, в первую очередь нефть и природный газ, будут составлять основу мирового энергопотребления. Увеличение эффективности использования углеводородного сырья при улучшении эксплуатационных характеристик – немаловажный фактор для конечного потребителя – связывается с применением топливных элементов и технологий хранения водорода для нужд распределенной энергетики.

Одним из основных факторов, сдерживающих широкое внедрение топливных элементов, является отсутствие необходимой инфраструктуры для хранения и транспортировки водорода. Даже использование имеющейся и активно развиваемой инфраструктуры транспортировки и потребления природного газа на данный момент оказывается недостаточно для удовлетворения нужд массового потребления. Именно поэтому все мировые научно-исследовательские центры, занимающиеся разработкой энергоустановок на основе топливных элементов, проявляют интерес к использованию основных логистических топлив с высокой энергетической плотностью, удобных для хранения и транспортировки: бензина, пропан-бутана, авиационного керосина и дизельного топлива. Более того, в сравнении с другими доступными на сегодняшний день технологиями хранения водорода, у углеводородных топлив на единицу объема содержится наибольшее количество водорода».



Copyright © catalysis.ru 2005-2020