На главную Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН
Вход | Регистрация | Карта сайта | English
| Расширенный поиск

Версия для печати | Главная > Новости и объявления > Новости раздела "Институт"

Архив

Два проекта с участием Института катализа имени Г.К.Борескова СО РАН получили статус национальных

14 Декабря 2017

В конце ноября в Министерстве энергетики России состоялось очередное заседание рабочей группы по отбору национальных проектов по внедрению инновационных технологий и современных материалов в энергетике под председательством Первого заместителя Министра энергетики Российской Федерации, заместителя председателя рабочей группы Алексея Текслера. Отбор национальных проектов, способных дать значительный мультипликативный эффект, ведется в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») «Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса».


Источник фото: сайт Минэнерго РФ

На текущий момент реализуются десять национальных проектов – четыре в электроэнергетике и шесть в нефтегазовой сфере, в одном из которых уже принимает участие ИК СО РАН. По итогам состоявшегося заседания статус национальных получили еще три проекта – в области переработки нефти и нефтехимии, а также повышения эффективности функционирования электроэнергетической отрасли ТЭК России; в двух из них принимает участие Института катализа СО РАН.

Первый из одобренных проектов – создание импортозамещающего промышленного производства порошкообразного гидроксида алюминия высокой чистоты и шариковых носителей катализатора для нефтеперерабатывающей и нефтегазохимической отраслей промышленности РФ производственной мощностью не менее 1 000 тонн в год. Срок реализации проекта – 4 года (2017-2020 гг.)

В настоящее время на территории России не производится порошкообразный гидроксид алюминия высокой чистоты, из которого можно получать оксид алюминия различных форм и назначений – шариковые и экструдированные носители катализаторов для основных нефте- и газохимических процессов. Полная зависимость отечественного производства от зарубежных поставок высокочистого гидроксида алюминия и прочного шарикового носителя ставит под угрозу выпуск широкого спектра катализаторов и, в конечном итоге, химической продукции.

Производство высокопрочного шарикового оксида алюминия возможно только из гидроксида алюминия высокой чистоты псевдобемитной структуры. Он предназначен для производства катализаторов риформинга бензиновых фракций и дегидрирования легких углеводородов в нефтепереработке и нефтегазохимии. При этом весь оксид алюминия высокой чистоты и шариковые носители импортируются в объеме 490 тонн в год.

Реализация проекта повысит экономическую независимость страны, в первую очередь, нефтеперерабатывающей и нефтегазохимической отраслей промышленности, от импортных поставок катализаторов на основе оксида алюминия.

Создание новой широкой линейки продукции – сорбентов, наполнителей, связующих, носителей на основе гидроксида и оксида алюминия – для химической, кабельной, электротехнической, медицинской и косметологической отраслей промышленности будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров.

Инициатор проекта - АО «СКТБ «Катализатор» (Новосибирск). Институт катализа СО РАН, основной соисполнитель проекта, оказывает научно-исследовательское сопровождение работ, разработку исходных данных для проектно-конструкторской документации и разработку технологической документации. Другие соисполнители проекта: ФГБУН Институт проблем переработки углеводородов СО РАН (Омск), ЗАО «Промкатализ» (Рязань) и Новосибирский государственный университет.

Вторым одобренным национальным проектом с участием ИК СО РАН стал проект по созданию на базе Томского завода катализаторов производства титан-магниевых катализаторов полимеризации олефинов. Инициаторами проекта, направленного на развитие отечественного производства базовой нефтехимической полимерной продукции – полиэтилена и полипропилена, – выступили ООО «Томский завод катализаторов» и Институт катализа СО РАН.

В настоящее время все титан-магниевые катализаторы (ТМК) полимеризации олефинов закупаются за границей. Данный проект позволит существенно снизить импортозависимость российской нефтехимии. Его реализация обеспечит катализаторами действующие, строящиеся и планируемые к вводу в эксплуатацию производства базовых полимеров в объеме до 100 тонн ТМК ежегодно к 2020 году.

Полиэтилен и полипропилен востребованы практически всеми отраслями промышленности. Они необходимы для ТЭК и РЖД, используются в дорожном строительстве и ЖКХ, машиностроении, при производстве спортивного и медицинского оборудования, бытовой техники, продукции двойного назначения для ВПК и авиакосмической отрасли.

Мощности создаваемого производства титан-магниевых катализаторов позволят решить проблему зависимости от импорта из США, Германии и Италии и обеспечить импортонезависимый выпуск полиэтилена и полипропилена в России объемом свыше четырёх миллионов тонн в год. Проект приведет к снижению рисков при создании новых производств полимеров в России и повышению конкурентоспособности российских предприятий-производителей на международном рынке за счет расширения номенклатуры полимеров.

При этом появится минимум 200 высокотехнологических рабочих мест, а также возникнут предпосылки для создания новых рабочих мест на смежных предприятиях по выпуску и переработке полимеров. Высокий экспортный потенциал проекта определяется наличием спроса на титан-магниевые катализаторы в странах СНГ, Ближнего Востока и Латинской Америки. Запуск нового производства обеспечит дополнительные налоговые поступления до 600 миллионов рублей в год, начиная с 2020 года.

Напомним, что Институт катализа СО РАН уже участвует в национальном проекте «Катализаторы глубокой переработки нефтяного сырья на основе оксида алюминия». Этот проект ПАО «Газпром нефть», рассчитанный до 2020 года, предполагает создание на Омском НПЗ современного высокотехнологичного комплекса для производства отечественных катализаторов гидрогенизационных процессов мощностью шесть тысяч тонн в год и катализаторов каталитического крекинга годовой мощностью 15 тысяч тонн.

Источник: Министерство энергетики РФ

Copyright © catalysis.ru 2005-2016