13 октября 2017
Академик РАН Валерий Иванович Бухтияров
О кадровых перестановках в EFCATS
Как всегда, во время EuropaCat происходит заседание совета Европейской федерации каталитических сообществ (European Federation of Catalysis Societies, EFCATS), на котором в этот раз произошли серьезные кадровые перестановки – смена практически всех выборных должностей.
Кончился срок полномочий президента EFCATS Йоханнеса Лерхера (Johannes Lercher, Technische Universität München, Germany), профессора Технического университета Мюнхена. Он пробыл на посту два срока, и в этом году истек срок его полномочий. На пост президента были предложены две кандидатуры. Одна – хорошо известная в Институте катализа: бывший директор института катализа и физической химии в Кракове, профессор Малгожата Витко (Malgorzata Witko, Institute of Catalysis and Surface Chemistry, Polish Academy of Sciences). Вторая – бывший казначей совета EFCATS профессор Берт Векхузен (Bert Weckhuysen, Utrecht University, the Netherlands).
Путем тайного голосования на должность президента EFCATS был выбран профессор Векхузен. Также произошла смена вице-президента, профессора Габриеле Ченти (Gabriele Centi, Univ. Messina, Italy), который был организатором этого конгресса во Флоренции. Он также сложил свои полномочия. На пост была избрана профессор Ангелики Лемониду (Angeliki Lemonidou, Aristotle University of Thessaloniki, Greece). Казначеем стал профессор Фабрицио Кавани (Fabrizio Cavani, University Bologna, Italy), сменив Берта Векхузена. Секретарь Совета, четвертая выборная должность, остался тем же: Джастин Харгривз (Justin Hargreaves, University of Glasgow) из Великобритании. Он только два года был секретарем, поэтому остался на следующий срок.
Об организации и проведении конгресса
Одной из особенностей конгресса было отсутствие перерывов на кофе, точнее кофе был доступен постоянно. Перерывы были спланированы, скорее, для стыковки расписания различных секций. Примерно два раза в день, кроме обеда, были специальные технические перерывы по десять минут, когда уравнивались различия в продолжительности докладов, и люди имели возможность спокойно перейти из одной аудитории в другую.
Это позволило увеличить количество устных докладов и при этом сократить проведение конференции до четырех дней. Еще один немаловажный фактор, что банкет был в четверг, в последний день конгресса. Это означает, что после банкета с утра никто уже не читал пленарных лекций.
По общему мнению, это интересный формат и его надо практиковать, но отмена кофе-перерывов привела к дефициту времени на общение с коллегами. Поэтому непонятно, сохранится ли этот формат на следующем конгрессе, который пройдет в Германии в городе Аахен.
О науке
13-й Европейский каталитический конгресс, как обычно, был посвящен подведению итогов развития катализа, прежде всего, гетерогенного, в последнее время и рассмотрению основных тенденций развития на ближайшие годы вперед.
Если говорить о научной стороне дела, то структура была более-менее постоянная, понятная. Было пять пленарных лекций, с которых начинался каждый рабочий день конгресса. Затем шли ключевые лекции и устные секции. Достаточно большую долю составляли так называемые short symposia – короткие симпозиумы, где были представлены доклады на 7 минут, в два раза короче, чем стандартные доклады по 15 минут.
Сессии с короткими докладами были собраны по тематикам, чтобы сократить количество времени на представление актуальности задач. Как правило, это делал председатель в начале сессии, а затем каждый докладчик за семь минут излагал свои результаты. Формат интересный, хороший, позволяет опять же большему количеству людей представить свои данные живьем, а не в виде постеров, хотя две большие постерные сессии тоже были.
Если говорить о направленности лекций, я бы сказал, что явно прослеживалась тенденция, наметившаяся еще в Казани (12-й Европейский конгресс EuropaCat прошел в Казани в 2015 году) и, может быть, даже раньше, – это сочетание переработки ископаемого и возобновляемого сырья в ценные химические продукты и моторные топлива. Было очень много докладов, посвященных сопоставительному анализу этих двух тематик.
Энергетика у нас сейчас весьма актуальна в связи с тем, что происходит серьезное изменение основ углеводородной энергетики с переходом на возобновляемые источники энергии, среди которых интересна не только биомасса. Сейчас тенденция использовать биомассу только для получения топлив уходит, ее переработку надо обязательно сочетать с получением ценных химических продуктов. Цена на нефть упала, поэтому сейчас делать топливо из нефти (пока ее много) дешевле, чем из биомассы, потому что технологии ее переработки не до конца отработаны. А ценные химические продукты успешно получают из биомассы.
Возобновляемые источники энергии – это, прежде всего, ветер, солнце, гидроисточники. С одной стороны, они не имеют прямого отношения к катализу. Но с другой стороны, есть такое направление в катализе – запасание и хранение энергии. То есть можно запасать энергию в виде аккумулятора, как это часто делают, а можно в виде химических веществ и использовать экзо- и эндотермические реакции, которые связаны между собой равновесием: в одну сторону реакция будет протекать с выделением тепла, а в другую сторону – с поглощением. Поэтому, когда есть избыток энергии, например, солнце светит все время, ветер дует хорошо, можно проводить эндотермические реакции с запасанием энергии. Самый простой пример – это паровая конверсия метана. Любая паровая конверсия метана, метанола, диметоксиметана – это эндотермическая реакция: происходит запас энергии. А если затем произведенный синтез-газ трансформировать, например, в метан – уже будет экзотермическая реакция с выделением тепла. В последние годы наблюдается расширение каталитических систем для осуществления такого подхода.
Очень большое направление исследований связано с новыми материалами, с разработкой новых способов их синтеза, функционализации и, скажем, сращивания гетерогенного и гомогенного катализа путем использования таких материалов, которые позволяют подготовить моноцентровые активные центры катализатора, но гетерогенизовать их на поверхности носителя. Это позволяет сохранить преимущества гомогенного катализа с точки зрения высокой селективности, поскольку энергетически моноатомные центры все одинаковые и ведут одну и ту же реакцию с одинаковой скоростью. С другой стороны, если их каким-то образом закрепить на гетерогенную поверхность, то это становится более технологичным, поскольку не надо выделять катализатор из смеси продуктов и реагентов, когда они все находятся в одной фазе. Разработке такого типа катализаторов была посвящена одна из пленарных лекций.
На мой взгляд, незаслуженно мало были представлены квантово-химические исследования, потому что это все-таки важно. Если говорить об инженерных, технологических вещах, то они тоже могли бы быть сильнее представлены, потому что в науке о катализе, конечно, есть очень серьезные фундаментальные вопросы, но традиционно катализ пытается решать технологические задачи и проблемы.
Флоренция vs Казань
Если сравнивать с Казанским EuropaCat (12-й Европейский конгресс EuropaCat прошел в Казани в 2015 году), я слышал разные отзывы. Я бы сказал, что программа в Казани была не хуже. Она была на уровне, а по определенным направлениям превосходила итальянскую. Сама социальная жизнь, общественная жизнь, тот же фуршет, в Казани, были более «богатыми», потому что наши казанские коллеги, друзья активно спонсировали проведение конгресса, и у нас в Казани была очень хорошая спонсорская поддержка.
О делегации ИК СО РАН
Всего на конгрессе было зарегистрировано 1600 человек. Из них первое место традиционно занимала страна-хозяйка, Италия. Второе место – у Германии. Россия заняла достойное седьмое место со 100 участниками. В принципе, если бы мы добавили еще человек семь-восемь, мы бы оказались на третьем месте, потому что перед нами было несколько стран (Великобритания, Япония, Франция) с очень близкими показателями по количеству участников (105-106). Что интересно, из этих 100 человек почти 40 – представители Института катализа.
К сожалению, пленарных лекций наши сотрудники не читали; научный руководитель Института академик РАН Валентин Николаевич Пармон прочитал ключевую лекцию «Methane Activation on Zn2+ – Exchanged ZSM-5 Zeolites» но устные доклады, особенно устные короткие доклады были представлены достаточно хорошо и были очень интересны. Они были сделаны на высоком уровне, вызывали вопросы, оживленную дискуссию. Те наши молодые сотрудники, которые приехали с постерными докладами, тоже отработали на уровне. Так что Институт катализа был представлен хорошо не только с точки зрения количества участников, но и с точки зрения качества докладов. По крайней мере, на финальном заседании Совета по катализу в частной беседе я слышал положительную оценку от бывшего и нынешнего президентов EFCATS.
О будущем конгрессе
Главным руководителем оргкомитета следующего 14-го конгресса «Европакат», который пройдет в городе Аахен, Германия, будет профессор Уолтер Ляйтнер (Walter Leitner), а проведут следующий конгресс три национальные федерации по катализу: Германия, Нидерланды и Бельгия.