На главную

 
Научные подразделения Центра
Научная библиотека
Научные советы
Издательская деятельность
История ИК СО РАН
Версия для печати | Главная > Центр > Научные советы > Научный совет по катализу > ... > 1998 год > № 7

№ 7

Обложка

Содержание

В научном совете по катализу

Российская наука

За рубежом




В научном совете по катализу

Подробнее


Российская наука

Доктрина развития российской науки

В июне 1996 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ "О Доктрине развития российской науки"
Поскольку проблемы российской науки не перестают быть актуальными и по сей день, составители "Каталитического бюллетеня" сочли небезынтересным напомнить читателям некоторые положения этого Указа и саму Доктрину развития российской науки.

УКАЗ

Президента Российской Федерации о доктрине развития Российской науки

В целях осуществления скоординироваиных действий, направленных на сохранение и развитие научного потенциала страны, постановляю:

  1. Одобрить подготовленную по поручению Правительства Российской Федерации Министерством науки и технической политики Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством экономики Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, Российской академией наук и отраслевыми академиями наук с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций и поддержанную Правительственной комиссией по научно-технической политике доктрину развития российской науки как основу проведения государственной научной политики, включающую в себя следующие основные положения:
    • поддержка развития науки в качестве приориттной задачи государства;
    • выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ гражданского назначения в размере не менее 3 процентов его расходной части с ежегодным увеличением размера этих средств по мере стабилизации экономики;
    • создание условий для развития фундаментальньных научных исследований и ведущих научных школ;
    • повышение престижности научного труда, создания достойных условий жизни и работы ученых и специлистов;
    • реформирование сферы науки путем совершенствования принципов управления, финансирования и организации научных исследований;
    • интеграция науки и образования, развитие систем подготовки квалифицированных научных кадров;
    • создание условий для конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности;
    • ориентация отечественного научного потенциала на решение важнейших социально-экономических задач и обеспечение безопасности страны.
  2. Правительству Российской Федерации:
    • обеспечить доведение доктрины развития российской науки до заинтересованных федеральных органов исполнтельной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций и научных объедининений, а также оперативную координацию работ по реализации основных положений указанной доктрины;
    • продолжить работу по формированию и реализации 1996-2000 годах приоритетных направлений развития науки и техники, а также критических технологий.
  3. Федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации учитывать основные положения доктрины развития российской науки при разработке и реализации мер государственной поддержки и регулирования в сфере науки и научно-технической деятельности, а также при разработке инвестиционных, научно-технических и других программ развития отраслей экономики и субъектов Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль

Доктрина развития Российской науки

Доктрина развития российской науки - система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания России, а также принципов, определяющих механизм государственного регулирования научной деятельности, которыми с учетом конкретной социально-экономической ситуации руководствуются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научные работники, научно-исследовательские организации, научно- технические общества и объединения.

Наука - важнейший ресурс обновляющейся России

  1. Российская наука за свою многовековую историю внесла огромный вклад в развитие страны и мирового сообщества. Своим положением великой мировой державы Россия во многом обязана достижениям отечественных ученых.
    В современных условиях практическое использование естественнонаучных, гуманитарных и научно-технических знаний во все большей степени становится источником обеспечения жизнедеятельности общества, его духовного и физического здоровья.
    Уровень развития науки во многом определяет эффективность экономической деятельности, обороноспособность, духовную и политическую культуру населения страны, защищенность личности и общества от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов.
  2. Важным условием формирования отечественной науки являлось стремление охватить все направления исследований. В стране сформировалась обширная сеть научно- исследовательских организаций как фундаментального, так и прикладного характера. По многим направлениям отечественная наука занимала передовые позиции в мире. Это достигалось за счет высокого уровня ведущих научных школ, престижности труда ученого и привлечения в науку большого числа исследователей, а также за счет полноценного бюджетного финансирования. Однако административно-командный механизм а экономике, высокая степень закрытости научно-технической сферы, неоправданные ограничения прав интеллектуальной собственности снижали эффективность использования научного потенциала страны.
    В настоящее время, когда расширяются возможности для свободы научного творчества, открытого обмена информацией и международного сотрудничества, положение российской науки могло бы качественно измениться. Но системный кризис, сопровождающий период социально- политического переустройства страны, привел к тому, что перед отечественной наукой встали новые серьезные трудности: крайне недостаточное бюджетное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ие обеспечивает своевременного обновления материально-технической базы науки, создания нормальных условий жизни и труда ученых, осложняет эффективное государственное регулирование в научной сфере. Престиж профессии ученого упал в обществе до недопустимо низкого уровня, наука перестала быть привлекательной для талантливой молодежи. Со всей очевидностью возникла необходимость коренной реорганизации сферы науки, привлечения дополнительных источников финансирования. По-прежнему остро стоит проблема более эффективного использования результатов научных исследований в экономике.
  3. Новыми тенденциями в развитии мирового сообщества стали расширение сотрудничества и кооперации государств в решении глобальных проблем, связанных с сохранением среды обитания, обеспечение достойного духовноro и физического уровня жизни людей, поддержание здоровья человека. Происходит объединение усилий ученых и инженеров развитых стран в поиске и использовании новых источников энсргии, освоении космического пространства, создании открытой информационной среды. Новая стратегия развития иауки отдает приоритет исследованиям, имеющим значимость для самой перспективы существования мирового сообщества, для его устойчивого и безопасного развития.
  4. Современные тенденции межгосударственной интеграции не означают, однако, исчезновения национальных интересов, в том числе в сфере науки. Более того национальный научный потенциал будет во многом определять место страны в мировом сообществе, перспсктивы конкурентной борьбе на внешнем рынке, возможности решении ее внутренних проблем.
    Масштабы и темпы развития отечественной науки должны обеспечить соответствие потенциала России уровню мирового научно-технического прогресса. Приоритетные направления научных исследований определяются также экономическим и геополитическим положением в России, наличием природных ресурсов, имеющих глобальное значение, потребностями духовного развития нашего общества, гуманистическими традициями российской науки. Существенное влияние на выбор приоритетов продолжают оказывать и мировые тенденции в развитии человеческой цивилизации на рубеже двух тысячелетий.
  5. Для реального преобразования жизни в России исключительно важное значение имеет развитие науки в регионах, способствующее их прогрессу с учетом экономических, ресурсных, экологических и культурных особенностей.
  6. Государство рассматривает науку и его научный потенциал как национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в связи с чем поддержка развития науки становится приоритетной государственной задачей. Важнейшими принципами государственной научной политики являются:
    • опора на отечественный научный потенциал;
    • свобода научного творчества, последовательнан демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики;
    • стимулирование развития фундаментальных научных исследований;
    • сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;
    • создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности;
    • создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны;
    • интеграции науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней;
    • защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства;
    • обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею;
    • развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства;
    • формирование экономических условий для широкого использования достижений науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-технических нововведений;
    • повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов;
    • пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России;
    • защита прав и интересов российских ученых за рубежом.
  7. Ключевым элементом реформирования системы управления сферой науки становится совершенствование механизмов финансирования, организации научных исследований и налоговой политики, а именно:
    • выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере 3 процентов его расходной части с ежегодным увеличением этого размера по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран;
    • обеспечение устойчивого государствснного финансирования Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, государственных научных центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных университетов и других ведущих высших учебных учреждений, научных библиотек, музеев и информационных центров;
    • обеспечение множественности источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет активной поддержки целевых государственных фондов;
    • создание благоприятных условий для инвестирования в науку средств промышленными предприятиями, банками, международными организациями и частными лицами;
    • развитие конкурсных начал в распределении средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений и привлечении научного сообщества к контролю за использованием средств;
    • поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере научно- технических и опытно-конструкторских разработок;
    • введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности;
    • создание условий и предоставление необходимых ресурсов для участия российских ученых в международных проектах;
    • создание благоприятных условий для работы общественных научных объединений.

Государство, беря на себя перечисленные обязательства, выражает уверенность в том, что российское научное сообщество обеспечит научно-технические предпосылки для преобразования России в правовое государство с социально ориентированной рыночной экономикой, высоким уровнем духовной и материальной культуры, экологической и военной безопасности.


За рубежом

Подробнее



Copyright © catalysis.ru 2005-2023
Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных