На главную

 
Научные подразделения Центра
Научная библиотека
Научные советы
Издательская деятельность
История ИК СО РАН
Версия для печати | Главная > Центр > Научные советы > Научный совет по катализу > ... > 2002 год > № 22

№ 22

Обложка номера

СОДЕРЖАНИЕ

Премии правительства РФ РФ:
Конкурсы на соискание золотых медалей и
премий имени выдающихся ученых,
проводимые Российской академией наук
в 2002 - 2003 гг.

Дж. В. Ньемантсвердрит
Как готовить успешные устные и постерные презентации

Рустам Рой
Как ученые (и люди вообще) получают информацию о научных достижениях

За рубежом

Премии по химии




Премии правительства РФ

Подробнее


Как готовить успешные устные и постерные презентации (часть 2)

Подробнее


Как ученые (и люди вообще) получают информацию о научных достижениях

Как ученые (и люди вообще) получают информацию о научных достижениях

Рустам Рой
Пенсильванский университет, лаборатория исследования материалов

Откуда вы, читатель этого журнала, узнаете о последних достижениях науки? Даже беглое рассмотрение этого вопроса покажет вам, что основным источником служат средства массовой информации, и это касается всех областей научного знания, от астрономии до зоологии, включая химию, материаловедение и физику. Мы получаем сведения о широкой области под названием "наука" из газет, журналов (в том числе научных), престижных периодических изданий широкого спектра (Science, Nature и др.) и в меньшей степени из телевизионных программ. С другой стороны, у каждого из исследователей, как правило, сложился набор всего из трех-шести специализированных журналов, который позволяет создать представление о достижениях в конкретной узкой области и использовать это представление как матрицу, почву для появления и развития собственных новаторских идей. Жаль, что это так. У прежних поколений ученых круг чтения был гораздо шире (в частности, из-за того, что изданий было меньше), это позволяло
им генерировать больше междисциплинарных и даже внедисциплинарных идей.

Конечно, мы получаем информацию о нашей специальной области знаний также на профессиональных встречах, и некоторые ученые оказываются достаточно мудры, чтобы использовать такие встречи для создания и укрепления самого важного ресурса - личностной сети. Но эти контакты (а также статьи в специализированных журналах) являются единственными научными подмножествами, в которых мы получаем знание непосредственно от генератора этого знания. Вся прочая информация фильтруется или опосредуется неким интерпретатором - журналистом, редактором - непрофессионалом в конкретной области науки. Кроме того, растет число специализированных конференций, в научном сообществе все реже проводятся встречи с участием нескольких факультетов, в программе преобладают тематические симпозиумы, в результате отдельный научный сотрудник попадает в постоянно сужающуюся полосу научного спектра. В начале 70-х при создании Общества исследования материалов (MRS) автор данного сообщения отстаивал такую стратегию фокусированного симпозиума. Но в те годы баланс в MRS поддерживался пленарными сессиями с кросс-симпозиумами. В целом, на всех научных встречах неумолимая тенденция ко все большей специализации сессий отдаляет исследователя от таких пленарных сессий, от прямого доступа к новым идеям вне области узкой специализации.

В области материаловедения очень немногим ученым удается следить за исследованиями по основным классам материалов, и вряд ли у них находится время узнать об основных достижениях в физике, химии или биологии, не говоря уже об астрономии и зоологии!!

Если теперь слово "ученый" означает обладание весьма скромными знаниями о науке в целом, тогда каждому из нас, кто относит к себе это звание, может быть предъявлено обвинение в недобросовестной рекламе. То, что я и 99 процентов моих коллег знаем об астрономии (или зоологии), получено с помощью средств массовой информации. Не согласны? Пусть вы - единственное исключение, но спросите ваших коллег и выясните, откуда они узнали о возмутительном заявлении о существовании жизни на Марсе. Об этом было объявлено в вечернем телешоу "Ночная линия" ученым с несколькими дипломами по метеоритике, затем эта новость неделями раздувалась в каждой газете, и таким образом эта идея утвердилась в вашем сознании. По-видимому, публике и конгрессу США, готовому к соответствующему финансированию НАСА, нужно было сообщить о большом "прорыве в науке" (любимый журналистский идол). В действительности, общее мнение научного сообщества говорит об обратном. В журнале Science была опубликована статья [1], содержащая сложную аргументацию смутной возможности того, что в камне, найденном в Антарктике, который, вероятно, попал на Землю с Марса, некоторые неорганические остатки могли подвергнуться воздействию некой возможной одноклеточной формы жизни. Под управлением пиаровской команды НАСА был запущен рекламный механизм журнала Science, чтобы превратить это скромное научное сообщение в полезный "факт", влияющий на политику и делающий деньги. Примечательно, что на начальном этапе кампании ни один журналист не отметил, что очень опытные эксперты по метеоритам пришли к прямо противоположному выводу до [2] и после [3] публикации в Science. Обратите внимание, что заглавие второй статьи "НЕТ ЖИЗНИ НА МАРСЕ" не обладает привлекательностью для СМИ, за этой статьей не стоит никакой пиаровский механизм, она не помогает вытягивать деньги у не разбирающейся в науке публики. Возможно, с настоящего момента утверждение "Нет жизни на Марсе" займет по меньшей мере равноправное место в банке данных читателей нашего журнала.

Много лет назад профессор Дж. К. Олсон [4], сотрудник бизнес-колледжа нашего университета, опубликовал острую статью, доказывающую, что большинство результатов, которые считаются научными достижениями, по сути являются результатом хорошего маркетинга. Ярким подтверждением этого положения служит расширяющееся применение стандартного маркетингового средства - торговой марки или бренда. Если мы ограничиваем себя рамками так называемой "фундаментальной науки", в моем собственном опыте ничто не противоречит утверждениям Олсона. Замечают именно тех ученых, которые проталкивают или агрессивно продают свой научный продукт. Яркий пример - открытие оксидного сверхпроводника с высокой Tc, сделанное аспирантом Джеймсом Ашбурном из Алабамского университета главным образом в результате случайного синтеза. Это открытие агрессивно продавалось не им, его профессором или университетом, а К.У. Чу из Хьюстонского университета, причем настолько успешно, что подавляющее большинство ученых, введенных в заблуждение некорректным сообщением в Science, а затем и в других журналах и газетах, лишило Ашбурна доверия и приписало успех Чу!! При признании достижений в прикладной науке и технологических разработках в действие вступают новые силы. Потенциально полезная разработка привлекает внимание узкого круга влиятельных людей в промышленности, которые формируют внешнюю протекционистскую силу. Весьма примечательно, что этот корыстный интерес действует прямо противоположным образом по сравнению с пиаровской стратегией. Те, кто хотят использовать новое полезное открытие, не заинтересованы в распространении информации о нем до тех пор, пока это открытие не превратится в успешный продукт!

В области материаловедения мы имеем более чем достаточно примеров открытий, раздутых с помощью брендов: это, конечно, "сверхпроводники", имеющие лишь некоторую фактическую основу; то же самое относится и к алмазам. "Биомиметика", а также нанонаука, нанотехнология, наноматериалы, наносоединения и нанонечто представляют примеры еще более вопиющего злоупотребления этой маркетинговой стратегией создания брендов (дополнительные критические оценки содержатся в статье Gilman, Mat. Res. Innovat., vol. 4, p. 209).

Таким образом, создается парадокс в системе получения научных знаний за пределами узкой области, в которой специализируется отдельный ученый. Большой процент того, что научные сотрудники читают о других дисциплинах (вне своей области) почти наверняка сильно преувеличено, а возможно, и недостоверно. Вспомните, сколько было сообщений о сверхпроводимости при комнатной температуре, о материалах тверже алмаза, о бесчисленных чудесных лекарствах, о "генной терапии" (которая не помогла ни одному больному за два десятилетия, несмотря на ежегодное финансирование в 200 миллионов долларов). В то же время, некоторые из наиболее значимых достижений часто попадают в самую точку, но из-за их высокой значимости и возможной полезности вокруг них не устраивают шумиху и редко сообщают об этих открытиях в средствах массовой информации. И по какой-то совершенно загадочной причине журналисты никогда не пишут об успехах науки, воплощенных в реальных материалах и продуктах - наверное, потому что они не новы!! Представление о том, что некоторые престижные газеты и журналы дают более надежную информацию о науке было, конечно, проверено и найдено недостоверным. Например, в моей собственной области исследований журнал Science, который любит публиковать сообщения по раскрученным, брендовым темам, в начале девяностых годов в течение двух лет выпустил несколько статей по синтезу "алмазов" (все они были тщательно отрецензированы специалистами). Через пару лет обнаружилось, что большинство сообщений были недостоверны или имели серьезные изъяны. Я отношусь к журналу Science с достаточным уважением и при возможности публикуюсь в нем, поэтому понимаю, что квалифицированные рецензенты и редакторы попались в ловушку, порожденную синдромом "торговой марки". Этот пример иллюстрирует мое убеждение, что мы, конечно, должны очень осторожно относиться к любым сообщениям о научных достижениях, сделанным в средствах массовой информации.

Наша система распространения научной информации, несомненно, должна подвергнуться серьезному пересмотру со стороны людей, не имеющих корыстной заинтересованности. Особое внимание следует уделить двум крайним группам. Во-первых, это специалисты-ученые, которым прежде всего нужна структура, позволяющая знакомиться не с достижениями в их специальной области, а со все более широким набором концепций и результатов. Во-вторых, это широкая общественность (наиболее значимая группа), для которой публикуемый материал обязательно должен фильтроваться для отбора наиболее достоверных и актуальных сообщений. Это означает существенное изменение стиля научного изложения в большинстве статей, причем акцент должен делаться на достоинствах уже достигнутого, а не на том, что, возможно, когда-нибудь произойдет. Очень выигрышным окажется отказ от утомительного повторения излюбленных "брендовых" тем, например, в астрономии: еще одна бессмысленная картина галактик и предполагаемых планет два миллиарда лет назад, снова и снова. Вместо этого, наверное, стоит больше рассказывать о реальных новшествах в реальных материалах, которые уже повлияли или имеют реальную возможность повлиять на общество, технологию и науку.

Литература

  1. McKay D.S., Gibson E.K., Thomas-Keprta K.L., Vali H., Romanek C.S., Clemett S.J., Chillier X.D.F., Maechling C.R., Zare R.N. (1966) Science 273: 924-930.
  2. Harvey R.P., McSween H.Y. (1996) Nature 382: 49-51.
  3. Bradley J.P., Harvey R.P., McSween H.Y. (1997) Nature 390: 454.
  4. Peter J.P., Olson J.C. (1983) J. Marketing 47: 111.

Источник: Mat. Res. Innovat. (2001) 5:53-54
Перевод Н. Крыловой


За рубежом

Подробнее


Премии по химии

Подробнее



Copyright © catalysis.ru 2005-2023
Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных