На главную

 
Научные подразделения Центра
Научная библиотека
Научные советы
Издательская деятельность
История ИК СО РАН
Версия для печати | Главная > Центр > Научные советы > Научный совет по катализу > ... > 2004 год > № 32

№ 32

Обложка номера

СОДЕРЖАНИЕ

П. Степаненко Каталитическая химия в 2020 году.

XIII Международный конгресс по катализу

Международный симпозиум "Калориметрия и термические эффекты в катализе" (Лион, Франция, 6-9 июля 2004 г.)

Международный симпозиум "Изотопы в исследовании катализа (ISOTOPCAT, 7 - 9 июля 2004, Пуатье, Франция )

Л.А. Тюрина Вторая Международная конференция
"Высокоорганизованные каталитические системы"

Поздравление В.В. Лунина с 65-летием

Е.З. Голосман Информация о катализе из Новомосковска

Е.З. Голосман Первая Российская конференция "Химия для автомобильного транспорта"

Поздравление В.С.Соболевского с 70-летием

Г.В. Чернова Вторая конференция "Фундаментальная наука в интересах развития химической и химико-фармацевтической промышленности"

III Всероссийский семинар "Топливные элементы и энергоустановки на их основе"

2-я Международная Школа-конференция молодых ученых по катализу




Каталитическая химия в 2020 году

Подробнее


XIII Международный конгресс по катализу

Подробнее


Международный симпозиум "Калориметрия и термические эффекты в катализе"

Подробнее


Международный симпозиум "Изотопы в исследовании катализа "

Подробнее


Международная конференция "Высокоорганизованные каталитические системы"

Подробнее


Поздравление В.В. Лунина с 65-летием

Подробнее


Информация о катализе из Новомосковска

Подробнее


Первая Российская конференция "Химия для автомобильного транспорта"

I-я Всероссийская конференция "Химия для автомобильного транспорта" состоялась в Новосибирске 27-30 октября 2004 г. В ее работе приняли участие около 60 специалистов из Бийска, Владивостока, Екатеринбурга, Москвы, Московской области, Новомосковска, Новосибирска, Иваново, Улан-Уде, Перми, Красноярска, Омска, Саратова, Иркутска, Новоуральска, Томска, Якутска и даже деревни Трошково, Московской обл.. Конференция организована по инициативе Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН (Новосибирск), Центра трансфера технологий СО РАН (Новосибирск), Научного совета по катализу ОХНМ РАН (Москва) при поддержке Президиума СО РАН. Участниками конференции были сотрудники академических институтов, университетов, малых фирм, производственных предприятий. Научная программа конференции включала доклады по следующим направлениям:

  • Экология автомобиля.
  • Химия горюче-смазочных материалов.
  • Автокосметика (защитные покрытия, краски, полироли, присадки).
  • Химия автодорожных покрытий.

К началу заседания был издан сборник тезисов докладов. Принято решение о публикации наиболее интересных докладов в журнале "Химия в интересах устойчивого развития".

Конференция проходила недалеко от Новосибирского Академгородка в здании пансионата "Лесная сказка" на берегу величественного Обского водохранилища.

Значительная часть докладов конференции была посвящена каталитической очистке выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания, работе энергоустановок на основе топливных элементов, присадкам к моторным топливам.

Профессор Александр Яковлевич Розовский (Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН) представил пленарный доклад "Экологически чистые моторные топлива на базе природного газа". Были показаны перспективные пути переработки углеродсодержащего сырья. Рассмотрен окислительный риформинг природного газа в химическом реакторе, разработанном на базе ракетных технологий. В дальнейших процессах превращения синтез-газа могут быть получены метанол и диметиловый эфир (ДМЭ). ДМЭ - перспективное экологически чистое дизельное топливо. Синтез бензина из природного газа через синтез-газ и ДМЭ апробирован на опытно-промышленной установке.

Доклад Александра Яковлевича Розовского вызвал большой интерес, и по просьбе организаторов конференции он повторил его на семинаре в Институте катализа.

С большим вниманием был заслушан доклад профессора 3инфера Ришатовича Исмагилова (ИК СО РАН) "Экологические проблемы автотранспорта. Достижения и перспективы". Докладчик отметил все возрастающий вклад автотранспорта в общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Так, например, удельный объем автомобильных выбросов в Москве превысил 90 % от валового выброса загрязняющих веществ всеми источниками. Аналогичная ситуация складывается и в других крупных городах России. Работы по снижению токсичности отработавших газов автотранспорта в Институте катализа и др. организациях ведутся в нескольких направлениях: совершенствование топливоподающих систем; использование присадок к топливам; оптимизация процессов сжигания топлив; применение эффективных каталитических нейтрализаторов. Проводятся исследования повышения эффективности очистки путем введения озона перед каталитическим блоком во время пуска двигателя и холостого хода с целью снижения выбросов углеводородов. Разрабатывается высокотемпературный плазменнонанесенный катализатор на основе керамических и металлических высокоячеистых материалов для очистки отработавших газов на выходе из камеры сгорания, проводится разработка катализаторов с частичной заменой благородных металлов на оксидные компоненты и др.

В докладе A.M. Макарова (Научный центр порошкового материаловедения, Пермь) "Нейтрализаторы выхлопных газов автомобилей на основе высокопористых ячеистых материалов" представлены материалы, подтверждающие особенности и преимущества высокопористых проницаемых ячеистых металлов и сплавов (ВПЯМ) с пористостью 97-80 %. Структура катализаторов на основе ВПЯМ обеспечивает интенсивный массо- и теплообмен по всему объему катализатора, увеличивает время контакта газа с рабочей поверхностью и его равномерную газодинамическую и тепловую нагрузку. Эти и ряд др. преимуществ позволяют на порядок снизить содержание драгоценных металлов по сравнению с аналогичными катализаторами на основе сотовой керамики. Разработанный В.Н. Анциферовым и сотрудниками нейтрализатор после 150000 км испытательного пробега показал, что нихромовый высокопористый ячеистый материал не потерял своих прочностных и газодинамических характеристик. Успешно прошли испытания нейтрализатора-глушителя выхлопных газов дизельного двигателя мощностью 300 л.с. для 20-тонного грузового автомобиля. Образцы нейтрализаторов были поставлены и для японской фирмы "Хонда".

Необходимость высокой кооперации проводимых исследований по очистке выхлопных газов подчеркивалась многими исследователями и, в частности, в нескольких докладах профессора Владислава Александровича Садыкова (Институт катализа СО РАН). На основе огромного количества собственных и литературных данных показаны подходы к очистке отходящих газов дизельных двигателей от оксидов азота путем их селективного каталитического восстановления компонентами дизельного топлива или продуктами его селективного окисления. Показана возможность создания блочных катализаторов для этих процессов и показана перспективность использования новых адсорбентов NOx на основе сложных оксидов со структурами перовскита и флюорита, обладающих высокой подвижностью поверхностного и объемного кислорода и необходимой устойчивостью к сульфатации. Сочетание таких компонентов с микро/мезопористыми системами на основе столбчатых глин позволяет повысить их адсорбционную емкость и эффективность восстановления аккумулированных оксидов азота. Аккумулирование оксидов азота на таких сложных композициях позволяет также решить проблему снижения температуры и ускорение процесса сжигания частиц сажи.

Профессор Андрей Михайлович Большаков (ИОНХ им. Н.С. Курнакова РАН) выступил с докладом "Химическое конструирование бинарных TWC катализаторов для конверсии NOx, СО и углеводородов, в котором представлены результаты исследования многокомпонентных Pt/Rh катализаторов, обеспечивающих одновременную конверсию монооксида углерода, углеводородов и оксидов азота. Разработанные подходы химического конструирования позволили получить новый тип низкотемпературного конвертора NOx, СО и углеводородов. Сравнительное испытание опытных образцов конверторов подтвердило, что их эффективность (степень нейтрализации, время "холодного" запуска) существенно лучше, чем на промышленных образцах.

Большая группа докладов была представлена профессором Валентином Филипповичем Третьяковым В.Ф. с сотрудниками (Московская академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова). Даже, несмотря на краткое пребывание на конференции, его активное участие в дискуссиях и темпераментные доклады внесли большое оживление в работу конференции. Так в докладе "Каталитические системы для очистки водорода от СО для топливных элементов" показано, что каталитические системы с использованием Au и Pt в реакции низкотемпературного селективного окисления СО в избытке водорода обеспечивают высокие превращения СО и селективность в интервале температур до 150o. Подтверждено, что вода оказывает положительное влияние на активность исследованных образцов. Обнаружено, что в определенных условиях реакция протекает в автоколебательном режиме. В докладе А.Р. Караевой, В.Ф. Третьякова, А.Л. Лапидуса "Углеродные нановолокна и материалы на их основе - аккумуляторы водорода" представлены результаты исследований поглотительной способности синтезированных образцов углеродных нановолокон по водороду при температуре 25º С и давлении 12 МПа.

По-видимому, не осталось сомневающихся в эффекте синергизма на механических смесях ряда промышленных катализаторов после доклада д.х.н. Татьяны Николаевны Бурдейной "Эффект синергизма для увеличения активности катализаторов в de-NOx-процессе". Показано, что особую актуальность в связи с высокой стоимостью и ограниченностью запасов родия и платины имеют эффективные катализаторы, не содержащие благородные металлы. Авторами экспериментально обнаружен эффект синергизма - сверхаддитивного увеличения каталитической активности бинарных механических смесей оксидных промышленных катализаторов НТК-10-1, СТК (разработчики катализаторов НИАП, ГИАП и бывший Северодонецкий филиал ГИАП) в реакции селективного восстановления NOx пропаном по сравнению с индивидуальными катализаторами, входящими в их состав. Полученные результаты легли в основу создания В.Ф. Третьяковым с сотрудниками каталитического нейтрализатора автомобильных выхлопов, который прошел стендовые испытания на дизельном двигателе "ЗИЛ-645" и карбюраторном "ЗИЛ-508", а также ресурсные испытания на автомобиле ГАЗ (Волга). Катализатор обеспечивает снижение содержания нормируемых компонентов на 85-95 % и не теряет прочности после пробега 20000 км.

В сообщении профессора Е.3. Голосмана (Новомосковский институт азотной промышленности НИАП), Т.Н. Смирновой (НИИД) и др. "Каталитическая очистка выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания" были представлены результаты испытаний Ni, Си, Zn, Мп -содержащих катализаторов на основе алюмокальциевых цементов (модифицированные катализаторы НКО-2-3, НТК-10-7 и др.). Показана эффективность промотирования изученных систем нанесением небольших количеств палладия. Так после промотирования катализатора НКО-2-3 небольшим количеством палладия (0,026 %) активность достигала уровня катализатора АПК-2 (содержание палладия 2 %). Хороший эффект достигался и при совместной загрузке катализаторов HКО-2-3 с катализатором АПК.

В докладе А.Л. Бачурихина, Е.З. Голосмана, Е.C. Мортикова и др. (ИОХ им. Н.Д. Зелинского РАН и НИАП) "Высокоэффективная технология получения N-монометиланилина на основе гетерогенных алюмокальциевых катализаторов", рассмотрен экономичный способ получения присадок на основе использования в качестве исходных продуктов анилина или нитробензола и метанола. Способ отличается высоким качеством получаемого целевого продукта, хорошими прочностными характеристиками катализаторов, высокой производительностью по целевому продукту. Катализатор прошел лабораторные и пилотные испытания.

С докладом "Глубокая очистка от примесей СО водородсодержащего газа для топливных элементов" от имени авторского коллектива выступил М.А. Кипнис (Институт нефтехимического синтеза им. Топчиева РАН). Показано, что перспективы эксплуатации автомобилей с топливными элементами, делают актуальной проблему получения и очистки H2, полученного конверсией углеводородов, от примесей CO. Высокая чувствительность анодных катализаторов топливных ячеек к СО требует удаления его до уровня менее 20 ppm. Проведенные исследования показали, что дополнительное снижение содержания СО при высокой объемной скорости может быть получено при использовании двухстадийной схемы с доокислением остаточного СО дополнительным кислородом на второй стадии.

Решение задач экономии энергоресурсов и экологических проблем, направленных на создание высокоэффективных и экологически чистых энергоустановок на основе топливных элементов, рассмотрено в докладе Т.П. Минюковой., Т.М. Юрьевой (Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН) "Селективное метанирование монооксида углерода для очистки водорода для топливных элементов". Процесс тонкой очистки от СО методом гидрирования осложняется образованием СО из СО2 по реакции обратной конверсии. Типичный состав реакционной смеси поступающей на стадию метанирования после стадии конверсии СО с водяным паром: СО - 1 %; СО2 - 18-20 %; Н2О - 10-20 %; Н2 - баланс. Установлено, что катализаторы на основе Со и Ni в смесях, близких к реальным, обеспечивают необходимые показатели: глубину очистки не выше 1000 ррm СО, с дальнейшим доокислением СО до содержания 20 ppm (в порядке дискуссии можно предположить, что высокие результаты можно достигнуть и при применении промышленных катализаторов метанирования HKM-I,НКМ-4А, НКМ-2А).

Огромное количество каталитических композиций, изученных с применением прецизионных методов исследований представила в своем докладе "Синтез и исследование системы Ce - Zr - V - a a - М - O (М=Мn, Fe, Co) -основной составляющей катализаторов очистки выхлопных газов автотранспорта" д.х.н. А.С. Иванова (Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН). Отмечено, что в настоящее время наиболее интенсивно исследуются так называемые трехмаршрутные катализаторы, предназначенные для одновременной утилизации СНx, СО и NOx, присутствующих в выхлопных газах автомобилей. Необходим, по мнению А.С. Ивановой, новый подход к составу и синтезу катализаторов, одним из которых является модификация церийциркониевой композиции ионами редкоземельных элементов и переходных металлов. Показано, что среди редкоземельных элементов наиболее подходящими для стабилизации флюоритной структуры на основе Се - Zr -О композиции является лантан и иттрий.

По проблеме каталитической очистки выбросных газов конечно можно отметить еще много докладов, прозвучавших на конференции. Это и сообщение Д.А. Арендарского "Стекловолокнистые катализаторы для очистки выхлопов дизельных двигателей" (Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН), M.Ю. Смирнова "Исследование методом РФЭС отравления модельных катализаторов нейтрализации автомобильных выхлопных газов диоксидом серы" (Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН), Н.Б. Кондрикова "Перспективы применения в автомобилях оксидных пленочных катализаторов, сформированных плазменно-злектролитическим оксидированием" (Дальневосточный гос. университет), М.М. Аббасова, Р.И. Кузьминой "Закономерности дезактивации промышленного алюмоплатинорениевого катализатора риформинга" (Саратовский нефтеперерабатывающий завод, Саратовский гос. университет).

Большое количество докладов было посвящено химии горюче-смазочных материалов, автокосметики (защитные покрытия, краски, полироли, химии автодорожных покрытий).

Хотелось бы отметить, что участие в конференции приняли и молодые исследователи с добротными, перспективными исследованиями. Аспирантка Ульяна Завьялова выступила с докладом "Самораспространяющийся термосинтез катализаторов для очистки автомобильных выхлопных газов". Ей удалось ответить и на многие вопросы маститых исследователей. Работа выполняется под руководством В.Ф. Третьякова, Т.Н. Бурдейной и П.Г. Цырульникова в Институте нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева (Москва) и Институте проблем переработки углеводородов (Омск). Можно отметить и работу С.А. Яшник "Влияние добавок Pt - Pd на каталитические свойства блочных марганецалюмооксидных катализаторов нейтрализации отработанных газов дизельных двигателей", выполненную в Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН совместно с Уральским электрохимическим комбинатом, доклад молодого исследователя И.С. Амосовой по утилизации автошин (Институт органического синтеза РАН и Уральский Государственный лесотехнический университет).

Материалы большинства исследований, доложенных на конференции, выполнены на высоком научном уровне, с участием представителей нескольких организаций, что отображает высокую кооперацию. В работе конференции наряду с ведущими специалистами приняли участие молодые ученые и аспиранты. К сожалению, был низок процент участия представителей отраслевой науки и производственников. Заседания конференции сопровождались проведением Круглого стола по теме "Альтернативные двигатели и топлива будущего" и выставкой экспонатов и продуктов, производимых для автотранспорта в научных организациях СО РАН.

Участниками конференции принято следующее решение:

  1. Представленные на конференции пленарные и устные доклады позволили выявить современный уровень состояния научно-исследовательских работ в области химии для автомобильного транспорта, проблемы, стоящие перед исследователями в данной области, а так же определить круг задач, требующих научно-технические проработки.
  2. Необходимо провести работу по более широкому привлечению в работе конференции представителей промышленных и автотранспортных предприятий.
  3. Обратить особое внимание на важность сотрудничества и кооперации академических и отраслевых научных организаций.
  4. Целесообразно продолжить проведение конференций по данной тематике и II Российскую конференцию "Химия для автомобильного транспорта" провести в 2007 году.

Профессор Е.З. Голосман
Новомосковский институт азотной промышленности


Поздравление В.С.Соболевского с 70-летием

Подробнее


Вторая конференция "Фундаментальная наука в интересах развития химической и химико-фармацевтической промышленности"

Подробнее


III Всероссийский семинар "Топливные элементы и энергоустановки на их основе"

Подробнее


2-я Международная Школа-конференция молодых ученых по катализу

Подробнее



Copyright © catalysis.ru 2005-2023
Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных